Уже полтора года семья 88-летней пенсионерки, пострадавшей в ДТП, обивает пороги прокуратуры. Заводить уголовное дело отказываются в четвертый раз: в нарушениях ПДД обвиняют саму женщину.
В редакцию «БК55» обратилась ветеран труда Великой Отечественной Войны 88-летняя Валентина Хрол. Полтора года назад женщина стала инвалидом, попав под колеса трамвая.
9 августа в 2016 году бабушка ехала на трамвае №7. На конечной остановке «п. Амурский», где находится трамвайное кольцо, женщина вышла. Увидев, что водитель перегородил асфальтированную дорожку, ведущую через рельсы в жилой микрорайон, пенсионерка стала возмущаться.
Несколько минут женщина простояла на остановке в надежде, что трамвай поедет и освободит ей путь. Не дождавшись, пошла вдоль рельс. По правую руку у нее были увесистые кусты, слева – трамвайные пути. Дойдя до того места, где вдоль рельс уже было невозможно иди из-за деревьев, она решила их перейти, а это около 4 метров от трамвая.
Валентина утверждает, что хорошо помнит, как убедилась в том, что трамвай продолжает стоять. Когда она подходила к последней рельсе, трамвай резко тронулся с места и сбил ее. В результате этого, женщина получила открытый перелом ноги, а колесом машины ей отрезало стопу.
На крики пострадавшей в районе поворота из кустов выбежали двое мужчин. Они остановили движущийся трамвай и ринулись на помощь к пенсионерке: перехватили ногу жгутом и вызвали скорую. Позже на место происшествия прибыли врачи и полиция.
В день ДТП никто из свидетелей и участников дорожного происшествия показания не давал.
Родственники пострадавшей не понимают, каким тогда образом следователем ССО СУ МВД была составлена схема места ДТП в день аварии. Они считают ее незаконной.
Первые показания о расстояниях водитель трамвая и кондуктор дадут только через 5 месяцев. В них они подтвердят данные, указанные в схеме. Также их подтвердит некий г-н Малышев (через 7 месяцев), который в дальнейшем станет свидетелем.
Как утверждают родственники пострадавшей, реальные свидетели – женщина, следовавшая с Хрол на трамвае и находившаяся рядом с ней до приезда врачей, и мужчина, с чьего телефона был сделан звонок в скорую, странным образом пропали. Так, Малышев остался единственным незаинтересованным лицом. Но до сих пор не удалось установить, является ли он одним из тех, кто пришел на помощь бабушке.
Родные Валентины уверяют, что все трое опрошенных (свидетель, водитель и кондуктор), словно договорившись, указывают на то, чего не было: они свидетельствуют о том, что в руках у пострадавшей было две сумки, когда по факту была одна – об этом говорит запись в камере хранения больницы. Также все рассмотрели в непрозрачной сумке арбуз, о котором пострадавшая рассказала только следователю. У семьи Валентины ненароком напрашивается вывод: под чью диктовку все трое дают показания?
Следователь берет за основу показания единственного свидетеля Малышева, который расходился в своих показаниях и действиях: сначала он говорит, что находился на повороте трамвайного кольца (за 40 метров от ДТП), потом говорит, что стоял намного ближе (на 17,6 метра от ДТП). В последних его показаниях трамвай изначально перекрывает место ДТП на 1,1 метра.
Отметим, что в ходе дела, семья Хрол успела сменить сразу трех следователей. Первая провела следственный эксперимент по установлению невидимой зоны перед трамваем без присутствия пострадавшей стороны. Она и определила, что эта зона составляет 90 см (напомним, что по материалам дела, бабушка переходила за 60 см от трамвая). Водитель при этом установила сидение по своему усмотрению ниже обычного на 10-13 см, что могло уменьшить зону обзора, но этому никто не придал значения...
В дальнейшем, по жалобе пострадавшей, следователя отстранили от дела. Кроме этого, дочери пострадавшей удалось узнать от водителей трамвайного ДЕПО, что невидимая зона перед трамваем – 50 см. Но и эта информация следствием учтена не была.
После очередной жалобы в прокуратуру, следователь выехал в ДЕПО. Произошло это спустя 1,5 года после ДТП. Там он определил, что гайка, которая фиксирует высоту сидения не крутится и оно зафиксировано на высоте в 51 см. Валентина уверена, что спустя такой период времени с ней могло произойти что угодно: она могла, как заржаветь, так и быть приклеенной умышлено. В день ДТП высота сидения не определялась.
Еще Валентине отказали в проверке скорости. Женщина уверена, что установив ее, она смогла бы доказать, что за 60-90 см трамвай не смог бы набрать такую скорость, чтобы ударить по ноге с силой, способной нанести серьезные травмы. Она уверена, что расстояние должно быть значительно больше, а значит водитель должна был ее увидеть.
Почти через год Валентина, ее семья и второй следователь выехали на место ДТП, чтобы замерить расстояние. В протоколе он зафиксировал совсем не те цифры, о которых свидетельствовала пострадавшая. Валентина отказалась подписывать эти документы и попросила перемерить, но якобы получила грубый отказ. «Я так работаю уже 10 лет, и что мы можем жаловаться хоть куда, хоть президенту Путину…» – цитирует слова следователя Валентина.
Ветеран войны написала заявление о ненадлежащем поведении представителя власти на имя его начальника ССО СУ при УВД по Омской области Липина. В этот же день следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ветеран написала об этом начальнику следственного управления МВД по Омской области Аксеновой. Та в свою очередь пообещала взять дело под личный контроль, но в итоге в действиях следователя нарушений уголовно-процессуального законодательства не нашли.
Все же семье удалось добиться, что три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении водителя они смогли отменить как незаконные.
8 февраля 2018 г. следователь вынес очередное, четвертое. В его отмене Прокурор Омской области по надзору за следственными органами Лоренц отказал.
Вопреки ожиданию пострадавшей, саму Валентину обвинили в ДТП. Сначала в нарушении п.4.5 ПДД РФ, затем через год приписали еще п.4.1 ПДД в подарок за настойчивость.
Больше всего ветерана ВОВ возмутило, что в прокуратуре в феврале 2018 года ее дочери сделали предложение: «Вас устроит, если мы не будем обвинять пострадавшую в нарушении п. 4.1,п.4.5 ПДД?». Валентина отказалась, так как не считает себя виновной.
Сейчас водитель трамвая продолжает управлять транспортным средством.
По данному делу до сих пор не установлено точное место ДТП и место, где стоял трамвай. Также не определено, на каком расстоянии от стоящего трамвая женщина переходила рельсы.
«На данном этапе предварительного следствия проверка проведена так, что человек переживший войну, репрессии, ставший беспомощным после ДТП, сидит дома и ждет, когда к ней позвонят в дверь и предъявят два иска: от ДЕПО за простой вагонов и от водителя трамвая за моральный вред… Где искать справедливость?» – говорит дочь пострадавшей Валентины.
Сейчас семья ждет ответа от начальника УМВД России по Омской области Коломийца и от прокурора Омской области Спиридонова, к которым на личный прием ветеран пробивалась 18 месяцев.