Депутаты из одиозной организации «Оплот» пока в силах диктовать повестку дня всему Горсовету. Но закончиться это может совсем скоро.
С омским парламентом при переходе от пятого созыва к шестому произошла удивительная метаморфоза: он стал местом для дискуссий и интриг. Тот факт, что две трети мандатов как бы принадлежат фракции «Единой России», похоже, ничему не мешает: депутаты Горсовета, сформированного в основном олигархическими кланами, теперь делятся не по партийному признаку, поскольку у олигархов, как известно, нет и не может быть партийной принадлежности. «БК55» уже приходилось писать о депутатах из «Оплота» – энергичном меньшинстве, образовавшем квазифракцию внутри единороссов и борющемся теперь за интересы клана Камерцеля-Шрейдера.
Примерно понятно, о каких конкретно интересах идёт речь: это коммерческое освоение самых интересных рекреационных зон Омска (и потому «оплотовцы» закрепились в комиссиях по сносу и обрезке зелёных насаждений и по правилам землепользования), пассажирские перевозки (ещё в 2011 году «камерцелевские» стоят за «Группой компаний «Безопасный город», вторгшейся тогда на этот рынок), есть еще и наружная реклама, где у «немецкой группировки» также свои, кровные интересы. Наступает ясность и насчёт методов борьбы: организация бурных обсуждений в комитетах – по крупным и мелким поводам, затягивание работы, обструкция, торг, шантаж... И в конечном счете уже ясно просматривающаяся попытка взять на себя функции исполнительного органа власти (мэрии). В качестве иллюстрации этого тезиса может служить недавнее решение одного из комитетов Горсовета, предписавшего согласовывать с депутатами даже автобусные маршруты.
Всего 8 депутатов (20% состава), как выяснилось, способны претендовать на ведущую роль в парламенте. Достаточно войти во все комитеты и продавливать там необходимые им решения; обсуждение же на пленарном заседании благодаря «генеральской» дисциплине Корбута превращается в простую формальность, после исполнения которой большинство голосует «за». Именно по этой причине депутаты Юрий Федотов и Алексей Сокин, уже выдавленные из комиссий, попытались было ограничить членство в комитетах, и обсуждение этой инициативы получилось очень интересным.
«У нас всего 8 депутатов состоит в более чем 3 комитетах», – обосновывал необходимость такого ограничения спикер Владимир Корбут; налицо и совпадение чисел, и чёткая позиция главы парламента. Рассказами о том, что заседать в комитетах можно, не вступая в них, поддержал инициативу глава фракции «Единой России» Сергей Дроздов, а туманными рассуждениями про «скорую борьбу с лоббизмом – ну вы понимаете, о чём я» – первый вице-спикер и глава регионального отделения всё той же партии Юрий Тетянников.
Поговорили, порассуждали, пообосновывали, а потом Горсовет отказался поддержать ограничение, оставив всё как есть. В результате «Оплот» сохранил влияние в комитетах и продемонстрировал свою способность проваливать законопроекты, поддержанные первыми лицами парламента. А это значит, что «группа поддержки» (8 «камерцелевских» оплотовцев) будут, как и прежде, приходить на заседание тех или иных комитетов, где по логике вещей должны приниматься важные для города решения на ЭКСПЕРТНОМ уровне, чтобы, вступая в краткосрочные союзы как с коммунистами, так и с «отдельными» единороссами, голосовать прежде всего в клановых интересах.
И вот этот, с позволения сказать, «колхоз» преподносится сегодня как завоевание демократии?
Сложно сказать, долго ли может сохраняться такая ситуация. 8 депутатов – это в любом случае всего лишь 8 депутатов из 40. Даже поддержка КПРФ, по идее, не может сделать небольшую квазифракцию хозяином положения, если на «партию власти» приходится две трети мандатов. Глава фракции и глава регионального отделения пока действуют не слишком жёстко, но связано ли это с их нерешительностью или всё-таки пока не время? До президентских выборов региональные и городские власти обязаны демонстрировать стабильность и абсолютно нейтральный политический фон. Ну а после них? Думается, что местный политсовет «Единой России» и стоящие за ним силы наверняка найдут аргументы персонально для Ткачука и его «камерцелевских» соратников.
«БК55» не исключает, что вопрос с антипартийной «оплотовской» группировкой может быть решен кардинально, т.е. методом ампутации. Это когда партия ставит вопрос об исключении или выдворении из своих рядов сразу восьми вышеуказанных персон.
Если, конечно же, у этих персон не сработает стадный инстинкт самосохранения.