Глава «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири» рассказал о мрачных перспективах дизельного топлива и светлом метановом будущем.
– Николай Викторович, в этом году, в свете растущих цен на дизельное топливо, перевозчики вновь заговорили о «переводе машин на газ». Это общие пожелания, или кто-то предпринимает конкретные шаги?
– Вполне конкретные. Недавно в городской администрации прошла встреча с участием перевозчиков и представителей компании «Газпром». Обсудили проект переоборудования имеющихся автобусов на природный газ метан, покупку новых машин, предназначенных для работы на этом газе, строительство заправок – всё это входит в программу, которую сейчас реализуют в регионах.
– Сейчас в Омске заправок для метана нет, ближайшая – в Лузино. Планируется строительство новых?
– Для начала нам предоставят передвижной заправочный комплекс – ПАГЗ. Одна такая машина может заправлять до пятидесяти автобусов, в городе, на уже имеющихся площадках. Мы, в свою очередь, готовы переоборудовать на метан имеющиеся автобусы и закупить порядка сотни новых. И когда «Газпром», как поставщик, убедится, что есть устойчивый спрос, можно будет говорить о заправках. В перспективе компания предполагает строительство четырёх таких объектов.
– Инфраструктуру имеющихся газовых заправок использовать нельзя?
– Метан, о котором мы говорим, сильно отличается от сжиженного пропана-бутана, на котором ездили «газели». Его сложнее транспортировать, для заправки нужно другое оборудование. Однако сложности окупаются: цена за литр метана всего 12 рублей, а расход не сильно выше, чем у дизтоплива. Причём по деньгам разница колоссальная, литр дизеля стоит 40 рублей, а фьючерсные сделки на июль-август заключаются уже из расчёта 50 рублей. А при этом уровне цен компании в принципе не смогут эксплуатировать автобусы на дизеле, расходы будут запредельными. Дешевле будет просто поставить машину в гараж.
– А в случае перехода на метан расходы, наоборот, упадут? Можно ли ожидать снижения стоимости проезда?
– Важно понимать, что себестоимость перевозки складывается из многих факторов: размера зарплат, налогов, лизинговых платежей. Потому скажу так: если остальные расходы останутся на том же уровне, то стоимость проезда упадёт. В любом случае, перевод на газ позволит сократить расходы на компенсацию межтарифной разницы, которую получают сейчас частные перевозчики на регулируемых маршрутах.
– Мэрия не планирует переводить на газ муниципальный транспорт?
– Городская администрация относится к этой инициативе с пониманием, хотя есть проблема: муниципальные автобусы изношены, и на их переоборудование придётся потратить слишком много денег. Это попросту себя не окупит. Необходимо покупать новый подвижной состав. В «Омскоблавтотрансе» есть одна машина, способная работать на газе, но она гибрид – сейчас использует в качестве топлива бензин. Тем не менее это показывает, что власть готова поставить эксперимент. Две недели назад прошли переговоры с областным правительством, вице-губернатор проводил встречу в минпроме. В ближайшее время состоится совещание о реализации интеграционного проекта с участием частных компаний, «Газпрома», «Русского автобуса» – последний очень важен, так как машины с двигателем на газу нужно заранее поставить в план производства. Это общероссийский тренд, Министерство промышленности, например, снижает стоимость больших «газовых» автобусов на три миллиона рублей. Я предполагаю, что если проект удастся реализовать, со временем на метан перейдёт и другой транспорт, например, грузовой. Ключевой вопрос сейчас – содействие «Газпрома»: необходимо, чтобы компания выделила Омску необходимое количество ПАГЗов. Это возможно: запасные машины есть в Казани, в Подмосковье. И в последнем разговоре с томским отделением компании «Газпром газомоторное топливо» мы получили заверения, что это будет сделано.