Великой Драме общественного транспорта в Омске срочно требуется Злодей.
На днях стало известно об очередной громкой отставке – с поста ушёл директор 8-го Пассажирского предприятия Виталий Маслик.
Официально это произошло ещё полтора месяца назад, трудовой договор с предприятием закончился у Маслика 1 января. Однако все причастные до сих пор хранили молчание, более того, на сайте 8-го ПП на момент написания заметки Маслик всё ещё числится директором.
Директор дептранса Алексей Мартыненко то кадровое решение прокомментировал скупо: в разговоре с «Суперомском» он сообщил, что Маслик ушёл в отставку «по соглашению сторон в связи с окончанием трудового договора». То есть как бы добровольно, однако у БК55 есть основания предполагать, что ситуация сложнее.
Как сообщили нам осведомлённые источники, Маслика с должности «попросили». И связано это может быть с тем, что на бывшего главу департамента транспорта хотят повесить значительную часть транспортных проблем.
Беспрецедентный размер затрат на компенсацию межтарифной разницы, плачевное состояние муниципального транспорта, падение пассажиропотока – всё это требует объяснения. Депутаты горсовета всё настойчивее спрашивают, почему никто не понёс ответственность за провалы прошлых лет, за разрушение автобусных и троллейбусного депо, которые из перспективных объектов аренды превратились в печальные руины; последним фактом, кстати, вскоре может заинтересоваться и прокуратура. Ведь ущерб городскому имуществу причинён явный и однозначный.
Новая маршрутная сеть, как и всё новое, вызовет недовольство у пассажиров, а эксперты называют некоторые решения непродуманными – так что добиться заявленных целей в первый же год не удастся. Необходим «козёл отпущения», человек, на которого можно будет списать проблемы.
На последнем заседании комитета по транспорту Мартыненко затронул тему ответственности. Правда, пока очень осторожно и без персоналий: упомянул, что в проблемах муниципального транспорта виновата «неграмотно спланированная маршрутная сеть». От этого заявления один шаг до того, чтобы предъявить обвинение человеку, во время правления которого эта сеть во многом была разработана.
Справедливо ли такое обвинение? Вряд ли. Полномочия Виталия Маслика на посту главы дептранса были весьма ограничены, в том числе и финансово. Вряд ли ему можно причислить авторство хотя бы одного транспортного коллапса, как, например, осенью 2015-го, когда встали автобусы, а мэр с губернатором (вот истинный уровень управления мегаполисом) судорожно искали несколько миллионов рублей для закупки топлива. Увы, мину замедленного действия под муниципальный транспорт заложили еще в 2000-х два «крепких хозяйственника» – мэр Шрейдер и губернатор Полежаев. Именно они потратили тогда миллиард бюджетных денег на покупку новых автобусов, параллельно объявив безкомпромиссную войну частным пассажироперевозчикам.
Уже давно нет тех мэров и губернаторов, а гражданская война на этом конкретном рынке Омска продолжается. Вот ее-то плоды мы и пожинаем сегодня.
P.S. В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.