Причины образования крупного пространства чистой воды на зимней реке сегодня изучали с помощью водолазов.
Сегодня в Омске обследовали легендарную Незамерзающую Полынью в центре Иртыша. Изучение объекта проводили весело: с водолазами, спасателями, чиновниками и целым автобусом журналистов.
Интереса к мероприятию добавил и.о. главы минприроды Александр Матненко: два дня назад, выступая на пресс-конференции, он заявил, что готов лично нырнуть на дно реки и проверить, всё ли там в порядке. Одной из гипотез образования полыньи, напомним, является неустановленная Подводная Труба, сливающая в Иртыш тёплые сточные воды. Специалисты, однако, склоняются к другой версии: по их мнению, виной всему опоры Ленинградского моста, взбаламучивающие реку и поднимающие со дна более тёплый слой воды; при температуре в +4 градуса вода тяжелее, чем при +1, так что зимой наиболее тёплый поток идёт понизу, если кто вдруг не знал
К мероприятию подготовились основательно: на месте дежурила спасательная машина, а у края полыньи организовали помост для спуска водолазов. Правда, почему-то не у Ленинградского моста, а ниже по течению.
Причиной, скорее всего, стали требования безопасности. Под мостом со времени его возведения могли остаться куски арматуры и прочий строительный мусор, так что соваться туда, да ещё посреди зимы – не лучшая идея. Не совсем понятно, правда, что именно специалисты рассчитывали найти через сотню метров после начала полыньи, поскольку по всем законам логики выброс должен происходить выше.
Если этот выброс вообще есть, специалисты, напомним, считают, что ключевую роль в образовании полыньи сыграли опоры и рельеф дна в районе Ленинградского моста. Схожую версию высказал и сам Матненко, который, к разочарованию тысяч зрителей и читателей, в полынью не полез: это сложная работа, требующая специального обучения, и первого встречного под воду просто не пустят – даже если он министр. Потому «на дело» отправились профессионалы.
«Росгидромет каждый день берёт пробы воды из Иртыша, и следов химического загрязнения в них нет. Для полной уверенности необходимо обследовать дно, но это мы сделаем уже в тёплое время года, с помощью корабля со специальным оборудованием», – сообщил Матненко.
Кроме того, министр отметил, что в полынью пока не провалился ни один омич. Для того, чтобы этого не случилось и в дальнейшем, специалисты расставили вокруг Иртыша знаки, предупреждающие об опасности выхода на лёд. Более того: теперь за появление на льду в необорудованном месте горожанам грозит штраф.
Погружение тем временем завершилось, водолаз – спасатель Вадим Фирстов из «Аварийно-спасательной службы Омской области» – вернулся со дна и доложил, что ничего странного там не обнаружил. Дно как дно: твёрдый песок, муть, нулевая видимость, сильное течение. Из-за течения никаких наносов или отложений в этом месте нет и быть не может. Обследовал метров 10-15.
Матненко, выслушав доклад, сообщил, что дальше причину образования полыньи будут искать методом исключения: внимательно изучат окрестные промышленные предприятия (проверка уже идёт), весной исследуют дно реки. Проверят все возможные причины – и если ни одна не подтвердится, останется версия с мостом и завихрением течения.
Напоследок министр осмотрел сточную трубу – ту самую, в которой прокуратура нашла четырёхкратное превышение солей аммония. Оказалось, что сейчас эта труба ничего не сливает, поскольку напрочь замёрзла, превратившись в красивый ледопад. Красивый, если не думать о том, из чего он состоит. Зато сразу понятно, что конкретно в этих стоках ничего, препятствующего замерзанию воды, нет. В силу очевидных причин.
Скептиков результаты «водолазного исследования», впрочем, не убедили. Эколог Сергей Костарев сообщил, что в версию с мостом и завихрениями он верит не больше, чем в то, что это рыбки от пролетающих самолётов пугаются и хвостами воду баламутят.