Дискуссия, начавшаяся на заседании рабочей группы по транспорту, быстро перешла к обсуждению сильных и слабых сторон разных перевозчиков.
«А теперь десять человек, ни один из которых не ездит на автобусах, будут решать судьбу общественного транспорта»
Анонимный журналист.
Накануне заседание «транспортной» рабочей группы при Горсовете прошло в расширенном составе: поговорить о новой маршрутной схеме прибыли глава дептранса Алексей Мартыненко, частные перевозчики Владимир Занин и Николай Артемьев, представители муниципальных пассажирских предприятий, а также шестеро депутатов... точнее, почти шестеро.
Когда участники и приглашённые расселись по местам, выяснилось, что главное кресло пустует – машина председателя рабочей группы по вопросам общественного транспорта Владимира Казанина застряла в пробке на Фрунзенском мосту.
«Нужно было ему общественным транспортом пользоваться, – шёпотом иронизировали журналисты, – выскочил бы из маршрутки и за пару минут добежал, тут же всё рядом».
Казанин справился и без этого: меньше чем через шесть минут после начала заседания председатель торжественно (и быстро) вошёл в зал и объявил мероприятие открытым. Первым слово держал Алексей Мартыненко; глава дептранса уже не раз и не два рассказывал о новой схеме, так что информацию проговорил оперативно и чётко: существующая маршрутная сеть не отвечает потребностям города, приводит к образованию пробок, формировалась в условиях отсутствия чёткой законодательной базы и бессистемно. Новый вариант разработан специалистами СПбГУ, приведёт к оптимизации перевозок, снижению расходов и росту доходов муниципального транспорта. Небо и земля, короче.
«По первому вопросу замечания есть? Или ни у кого нет?» – уточнил Казанин. Оказалось, что есть, и много: вопросы, комментарии и выступления шли непрерывным потоком, а заседание растянулось почти на два часа. И закончилось только потому, что пришли единороссы, у которых на пять в том же зале была назначена встреча фракции.
Первым свои претензии высказал депутат Дмитрий Петренко, отметивший, что в приложенной документации содержатся ошибки. Так, время преодоления «дорожного затора» на улице Жукова (по которой собираются пустить общественный транспорт) в документах составляет... четыре минуты.
«Кто-нибудь из сидящих здесь в это верит? Что можно за четыре минуты доехать от моста до кольца? Это абсурд, а вы просите нас развязать вам руки для глобального изменения сети. Миллиард рублей потребуется в этом году на транспорт – да если бы он у нас был, этот миллиард, мы нашли бы, куда его потратить», – воскликнул депутат.
Мартыненко в ответ поспешил расставить все точки над Ё: миллиард (400 миллионов заложено в бюджете и 560, скорее всего, потребуется дополнительно) – это компенсация межтарифной разницы, которая с новой маршрутной сетью никак не связана. Более того: если успешно внедрить изменения, то через два года сумму удастся уменьшить. И по поводу улицы Жукова ошибки нет, – заверил чиновник, – просто специалисты измерили... трёхсотметровый отрезок магистрали, между Думской и Почтовой. При средней скорости движения в 7 километров в час вышло четыре минуты, по секундомеру замеряли.
Часть депутатов выступила в поддержку новой сети и департамента. Андрей Никитин напомнил, что у частных перевозчиков было пять лет на построение рабочих отношений с муниципальным транспортом, однако «симбиоз не сложился» – маршрутки продолжают отбирать пассажиров у автобусов.
«Я хочу, чтобы частники и пассажирские предприятия конкурировали в равных условиях. А то частные перевозчики не хотят платить налогов, за прошлый год муниципальный транспорт заплатил 432 миллиона, а коммерческий сколько?» – поинтересовался депутат.
«Все эти налоги – это НДФЛ! Не предприятие платит, а работники со своей зарплаты, а у предприятий налогов ноль, потому что прибыли нет», – громко, но совершенно мимо микрофона прокричал кто-то из участников. Судя по всему, частный перевозчик.
Представлять интересы бизнеса на заседании должен был Владимир Геворгян – однако один из крупнейших омских перевозчиков не смог прийти из-за болезни. Первым говорить от имени предпринимателей выпало Владимиру Занину, и интересовали его вполне конкретные вещи: откуда возьмутся дополнительные автобусы? Новая маршрутная схема предполагает, что по городу будет ездить шесть сотен автобусов средней вместимости, в то время как сейчас их в три раза меньше.
«Частные предприятия, которые хотят развиваться, будут приобретать новый подвижной состав. И такие предприятия есть: на днях говорил с предпринимателем, они хотят купить шесть средних и пять больших автобусов. Кроме того, муниципальные предприятия приобрели 30 пазиков», – ответил Мартыненко.
«Но это десятки машин, а речь идёт о сотнях!» – не согласился Занин.
Те, кто идёт и развивается, будут приобретать новые автобусы, – гнул свою линию Мартыненко. Он отметил, что департамент транспорта вовсе не хочет загонять бизнес в кабальные условия, но транспорт менять надо. Второй из присутствовавших перевозчиков, Николай Артемьев, поставил оптимизм дептранса под сомнение.
«Перевозки – это большой системный рынок, перед тем, как его менять, нужно провести оценку регулирующего воздействия. Например, стоимость дизельного топлива на июнь по прогнозам вырастет до 54 рублей, по многим маршрутам возить будет настолько невыгодно, что дешевле будет просто поставить машину в гараж и платить за неё лизинг. Средств на покупку нового транспорта просто не будет», – отметил он.
В качестве разработки новой сети Артемьев усомнился: по его словам, среди предложенных маршрутов есть такие, за которые никто не возьмётся. В качестве примера бизнесмен привёл печальную историю обретения и потери 18-го маршрута, по которому просто никто не захотел ездить. Выход из такой ситуации один – перейти к адресному дотированию маршрутов, выделять деньги только на те направления, по которым никто не хочет ездить из-за нерентабельности.
Радикально другой позиции придерживался депутат Аркадий Лунев. Он сообщил, что только муниципальный транспорт может возить пассажиров вовремя, хорошо и качественно, и предложил решить проблему глобально: посчитать общее количество пассажиров, перевезённых за год в Омске, сформировать на её основе единый тариф и «посадить» на него вообще всех перевозчиков – и частных, и муниципальных. Затем необходимо ввести более жёсткий контроль, чтобы «правила игры» были установлены и чётко соблюдались всеми участниками рынка. Сейчас, по словам депутата, проблем хватает и у частников, и у муниципалов. Обе категории часто «хамят» на дорогах, подрезают, порой нарушают правила.
«Поверьте, я знаю, я за рулём каждый день езжу», – подкрепил свои слова депутат.
Дискуссия шла свободно и постепенно удалилась от обсуждения частностей новой сети к вечному спору о том, кто лучше – частный перевозчик или государственный. Вернуть обсуждение к теме попытался Олег Афанасьев: он усомнился, что уменьшение количества маршруток на улицах (которое дептранс считает одним из достижений) так уж важно для горожан.
«Ко мне, знаете ли, каждый день подходили расстроенные избиратели и говорили: ах, я так сильно страдаю, что маршрутки часто ходят и их всегда много, очень страдаю!» – в шутку сказал депутат.
Афанасьев предложил внимательнее относиться к финансированию, чтобы избежать повторения прошлогодней истории: тогда Сергей Фролов заверил всех, что новые 30 пазиков муниципальные предприятия купят за счёт своих средств. Однако сейчас оказалось, что машины были приобретены в лизинг, платежи по нему включили в тариф – так что бюджету придётся за это платить.
Муниципальные перевозчики на заседании тоже присутствовали, и им тоже было что сказать. Глава 2-го ПАТП Марат Саликов напомнил, что частные перевозчики активно уходят от налогов и официально платят водителям всего по 10 тысяч – в то время как в муниципальных предприятиях все налоги и отчисления идут с водительской зарплаты в 38 тысяч рублей, а персонал получает свой законный, полный и тоже не бесплатный соцпакет.
«Зато они и возят в два раза дешевле!» – уточнил Афанасьев. И напомнил, что далеко не всё чисто в муниципальных предприятиях; в качестве подтверждения он рассказал историю о том, как гибель сотрудника, упавшего в яму в автобусном гараже, отказались признавать несчастным случаем на производстве.
«Мы начинаем переходить на личности, а этого хочется избежать, это неверный путь, – призвал всех Алексей Мартыненко, – вместо этого нам нужно переходить на новый конструктивный уровень в общении».
Каким депутаты видят этот новый уровень, стало понятно очень быстро – время заседания подходило к концу, так что все поспешили высказаться и резюмировать свои идеи.
«Контроль, жёсткость, равные условия», – сказал Никитин.
«Ужесточение контроля, единая диспетчерская для всех, единый проездной», – сформулировал свою позицию Казанин.
«Единые правила игры, всё под контролем муниципалитета, тариф тоже должен быть единым"», – рассказал Лунев.
Предложенную дептрансом схему рабочая группа приняла к сведению – впрочем, от её одобрения или неодобрения в данном случае мало что зависит, все полномочия по изменению маршрутной сети находятся в руках городской администрации.