Глава «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири» рассказал, почему не стоит ставить эксперименты в транспортной сфере.
– Я считаю, что не стоит делать омичей заложниками проведённого конкурса, подопытными, на которых тестируется эффективность новой маршрутной сети. Тем более что последние изменения в 220-й закон позволяют любые перемены очень плавно проводить. И смотреть, нужны ли они вообще.
Например, у нас город специфически устроен, сложился так, что от вокзала до Нефтяников, по сути, одна главная улица. И весь пассажиропоток идёт по ней. Давно, ещё в советское время, по Иртышской набережной ходил автобус, но даже в те годы это был «пазик». А сейчас люди туда просто не пойдут, им проще и быстрее дойти до проспекта Маркса, где сразу несколько маршрутов. Потому нужно готовить такой подвижной состав, чтобы по этой одной улице максимальный пассажиропоток везти, а не пытаться раскидывать его на Жукова/Набережную. Жители, конечно, привыкнут туда ходить, но при этом будут недовольны – это очевидно.
То же самое относится и к перевозчикам, нельзя на них тренироваться. Нам сейчас говорят: давайте вы купите новые машины, вложите деньги, а мы будем экспериментировать, смотреть, где пойдёт маршрут. А так не бывает, потому что для покупки нового автобуса нужно просчитать ситуацию на 3-5 лет вперёд, создать механизмы финансирования, залезть в кредиты, в лизинг. И нельзя прийти в банк, на кредитный комитет и там заявить: «Я не могу озвучить конкретного плана, потому что у нас чиновники хотят поэкспериментировать, пустить маршрут по тем, по другим улицам и посмотреть, как лучше, так что вы мне денег дайте, а там посмотрим». Никто и никогда на такой основе денег не даст.
Полностью новую сеть пока сложно оценивать, но с отдельными маршрутами есть проблемы. Мы выиграли конкурс за 18-й маршрут, поставили туда новые автобусы – и вынуждены были уйти. Проработали несколько месяцев, понесли миллионные убытки. Там нет пассажиропотока, просто не хватало выручки на бензин, зарплату кондукторам с водителями и лизинговые платежи.
Отсюда вопрос – кто разработал этот маршрут, кто его внедрил? Нужен ли он жителям города? Потому что его востребованность сильно переоценили. Регулярно была ситуация, когда к остановке подходит наш автобус, новый, красивый, с карт-ридерами, льготников возит, а люди не садятся. Потому что не хотят ехать кругом через переезд у Телевизионного. Зачем нам это, говорили, с Московки на Маркса прямой автобус идёт, мы быстрее на нём доедем. Да, есть 10-20-30 человек, которым этот маршрут нужен, которые его требовали. Но их не хватает, чтобы обеспечить загрузку маршрута, они не платят столько денег. Если этот маршрут так необходим городу, нужно переводить его в регулируемые и давать дотацию. Самостоятельно он себя не окупит.
До нас 18-й пытались освоить другие предприниматели, меняли маршрут движения, ходил по одному мосту, стал по другому, но не помогло. И всё равно я считаю, что этот опыт был не зря. Мы не просто рассуждали, сидя на диване, мы попробовали сделать. Вложились своими деньгами, своими усилиями, но не удалось.