«Сегодня муниципальный транспорт умирает со скоростью 1 автобус каждые 3-4 дня»: омский перевозчик прокомментировал информацию о выделенных муниципальному транспорту из городской казны 800 миллионах для компенсации межтарифной разницы.
«Я уж не помню, когда власти нашего мнения спрашивали. Теперь даже мэра города нам назначают, а не омичи его избирают. Причем даже не депутаты Горсовета, а назначенцы губернатора, поскольку в комиссии их большинство.
Досадно, когда о том, что город – это прежде всего живущие в нем люди, вспоминают только перед выборами. Да и то не как об его жителях, а как об электорате. «Город живет счастьем своих людей». В нашем ставшем беспросветно-унылым городе счастливых людей, довольных городской средой, в том числе и транспортным обслуживанием, остается все меньше. Ну а конкретно…
Вот выплаты межтарифной разницы производятся на основании решения Омского городского Совета от 26.12.2012 №99 «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска». С моей точки зрения, если эта мера социальной поддержки, то она должна предоставляться отдельным категориям пассажиров, в ней действительно нуждающимся, либо при выполнении перевозчиками определенных социальных функций. К примеру, это может быть обслуживание маршрутов с низким пассажиропотоком. Только в этом случае компенсацию рассчитывать не от количества пассажира, а повременно, как, впрочем, раньше и было. При сегодняшнем подходе к выплатам затраты на таких маршрутах по определению не могут окупиться, поскольку компенсации будут минимальны, а себестоимость перевозки не уменьшится.
Или за использование автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения. Как положено по закону. Это могло бы стать и стимулом перевозчикам для приобретения автобусов такого назначения, т.е. определенной формой поощрения предпринимательской, но при этом социально-направленной деятельности.
Назовите хоть одну социальную функцию муниципального транспорта, которую он сегодня выполняет и которую уже без определения «социальная» не выполняет частник? Простой пример. На «Рябиновке», где преимущественно жилье предоставлялось в рамках соцпрограмм, 4 маршрута и НИ ОДНОГО автобуса ПАТП. Частники же за это из бюджета денег не получают либо выплаты минимальны. Или маршрут №26 на конечную «ул. Полетная», где по 2ГИС всего три дома, заезжает только «Автосила55», а автобусы ПП-4 идут только до ООТ «Романенко». Но за эту социальную функцию частник получал около 3 руб. компенсации, а ПП-4 почти 9 руб., и с новыми тарифами хочет получать уже больше 18! Не секрет, что для ПАТП без компенсаций ЛЮБОЙ маршрут становится убыточным. И не потому, что там нет пассажиров, просто себестоимость перевозок у ПАТП в разы выше, чем у частников.
Я, честно говоря, не понимаю, когда размер компенсаций сопоставим либо превышает саму стоимость услуги, как в случае по учащимся и пенсионерам. Это уже не мера поддержки горожан, а скрытая форма бюджетного финансирования хозяйствующих субъектов, коими являются ПАТП и ГЭТ. Но есть ли смысл вливать очередные сотни миллионов в то, чего уже завтра-послезавтра физически не будет? В медицине это называется «нейрохимическая осцилляция», а в народе – «эффект свечи», т.е. предсмертное кратковременное улучшение состояния.
На 1.01.2013 г. у ПАТП в документах было около 750 автобусов. К концу 2013 г. их осталось 628. В новой маршрутной сети запланировано 400 автобусов большой вместимости, из которых не меньше 30 частных. Т.е. к 2018 г. по расчетам Дептранса у парков останется всего около 370 автобусов! Иными словами, сегодня муниципальный транспорт умирает со скоростью 1 автобус каждые 3-4 дня. КАЖДЫЕ. С такими темпами к 2020 г. у ПАТП условно останется только 30 ПАЗ-Вектор. И то если эти 30 не убьют раньше некачественным обслуживанием или в ДТП (прецедент уже есть). Стоит ли «пациент» таких денег или можно найти им лучшее применение с учетом, к примеру, проведенных общественных слушаний? Власть действительно хочет социально поддержать омичей? Есть решение. Абсурдное, но в духе Мартыненко.
Закрыть ПАТП и троллейбусное депо, территории сдать в аренду для обслуживания других перевозчиков, при этом сохранить штат ремонтников, механиков, медиков и пр. Сделать проезд для горожан от ПЯТИ до ДЕСЯТИ РУБЛЕЙ в зависимости от маршрута, а деньги, предусмотренные на компенсации ПАТП и ГЭТ, из расчета 12-18 руб. за пассажира перечислять напрямую перевозчикам. Отчетность перевозчиков станет абсолютно прозрачной для налогообложения, а пассажиры будут счастливы!
Ну и упразднить Дептранс за ненадобностью, сэкономив десятки миллионов на его содержании. Шутка юмора! От кого же горожане будут узнавать ЕЖЕДНЕВНЫЕ позитивные новости о работе общественного транспорта и поистине неуемной заботе о пассажирах его Директора? На самом деле я обеими руками за муниципальный транспорт. Он должен быть, и его должно быть много. Но только в том случае, если он реально будет общественным и менее затратным, а не обычным коммерческим перевозчиком, к тому же безразмерно финансируемым из бюджета за счет других сфер городской среды, каким он является сейчас.
Мы живем, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет...
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет».