Эта искренняя и абсолютно беззлобная «зарисовка с натуры» позволяет задать несколько жестких вопросов начальнику дептранса Мартыненко. Читайте ниже комментарий БК55.
Ездите вечерами в общественном транспорте? Можно и в театр не ходить. Он тут, вокруг, интерактивный. В салоне «маршрутки».
Моя 368 теперь большая, современная, новенькая. Даже двери две. В начале десятого вечера втискиваюсь в нее на перевалочном пункте – ул. Лизы Чайкиной. Одна нога на подножке – другая еще на улице. Подбадриваю впереди стоящих: «Давайте еще вдохнем! Сами знаете, как в наш аппендикс к МСЧ9 сложно уезжать!» Мало того, что в нашу степь вечером мало что и редко что ходит, так еще в это время едут на смену «шинники», создавая местным жителям-пассажирам конкуренцию в салоне.
Кое-как впихнула себя всю. Водитель газанул... Ну, как, играя роль селедок в бочке, можно умудриться упасть? Но девушка справа от меня поскользнулась на каблуках и кубарем скатилась к ногам водителя... Я помогла ей подняться. Тут из середины салона раздается истошный вопль: «Где мы едем?» Никто не отвечал. Я – не могла. Я – СМИ. Я привыкла информировать. «3-я Транспортная», – отвечаю. И поясняю попроще: «Полет. У «Победы». Тетка стала возмущаться: «Почему не объявляете остановки?! Посмотрите в эти окна! Ничего не видно!»
– «Что там такое происходит?» – спросил меня водитель. «Женщине надо срочно выйти, проехала свою остановку», – перевела я.
Женщина – немолодая, низенькая, худенькая и злая – пробиралась по забитому людскими телами проходу, отчаянно работая локтями. В проходе стояли Дамы. Все как на подбор. Такие, что есть за что пощупать. А одна – как три меня. Как еще на нее шуба нашлась и налезла? Женщина, устремившаяся к выходу, стала ворчать: «Это ж надо так кушать!»
– «Что она там говорит?» – опять у меня спросил водитель. «Что мы толстые все», – перевела ему я.
«Может ей заднюю дверь открыть?» – поинтересовался у меня маршрутчик? «Она уже почти добралась», – прокомментировала я.
В этот момент с остановки к дверям подбежали еще несколько человек. Двоим удалось втиснуться в «теремок». Каким-то чудом. Один за моей спиной (повернуться и посмотреть было нереально) произнес: «Командир, я не могу деньги за проезд достать. У меня пиво!» «Давай на бартер», – подсказала я. Но мужчина нашел другой выход: «Люди, кто-нибудь... Достаньте тут у меня что-нибудь»...
Салон заржал. Кто-то что-то достал. «Вот хорошо!», – отозвался мужик. «И в театр ходить не надо», – сказала я и все со мной согласились. Справа со стороны водителя лились лиричные восточные мотивы. Слева из наушников у парня – что-то попсовое.
Водитель, видимо флегматик, добродушный и вежливый, оставался всю дорогу невозмутим. Останавливался, где просили. Каждые сто метров (вот же людям ходить лень!), говорил «пожалуйста» и т.д. Приехала домой в веселом настроении и даже умиротворенная какая то...
Почему бы? Ведь транспорт наш общественный – еще та песня...
ОТ РЕДАКЦИИ «БК55». Эта искренняя и абсолютно беззлобная «зарисовка с натуры» позволяет нам задать несколько вопросов начальнику дептранса Мартыненко. Случалось ли ему, находясь в пробке, видеть из окна своего, возможно, роскошного автомобиля, колонны гигантских, дряхлых, зловонных и... полупустых автобусов с пятью - десятью пассажирами. И это на центральных улицах города в момент час-пика. Почему-то мы уверены в том, что Вы это видели и знаете. Не можете не знать, хотя бы потому, что кондукторы захламляющих город автобусов привозят Вам смехотворную выручку.
Но если Вы, г-н Мартыненко, все это знаете, то, кто позволил Вам, начальнику департамента транспорта мэрии, с какой-то паталогической настойчивостью выпускать в час пик по лучшим городским маршрутам автобусы с изношенностью, как Вы сами утверждаете, на 90 процентов? Неужели только затем, чтобы любой ценой не дать заработать деньги частным омским инвесторам, вложившим в развитие городских пассажироперевозок за последние несколько лет почти 3 млрд. рублей?
Зададим вопрос иначе. Почему вы, начальник дептранспорта мэрии, у которого не было и нет проблем с частными инвесторами, готовыми ради вас в лепешку разбиться, регулярно клянчите у депутатов горсовета сотни миллионов рублей из нищего омского бюджета под благовидным предлогом сохранения муниципального транспорта? Сохранения ради чего? Или точнее, ради кого?
Только не надо врать! Вам глубоко наплевать на пассажиров маршрута номер 368, как, впрочем, и на всех других. И на это у Вас есть сугубо материальные причины мафиозного свойства. По факту получается, что сегодня все деньги, заработанные Вашими МУПами в нечестной конкурентной борьбе, а также все, что удалось добыть из городской казны с Вашей легкой руки «ОСВАИВАЕТСЯ» на обслуживании автобусов, той самой рухляди, которая по Вашим оценкам изношена на 90 процентов. Речь даже по скромным подсчетам идет о 2,5 млрд рублей, которые КТО-ТО зарабатывает ежегодно фактически на муниципальном «металлоломе»: ремонтах, запчастях, заправках топливом и т.д. Им не надо думать об инвестициях, лизингах, кредитах, прибыли... Новые автобусы купит бюджет. Мартыненко уже и план развития составил: 750 млн. рублей ежегодно в течение пяти лет! Новые автобусы покупать.
И еще один вопрос. Такие рачительные хозяйственники, как Вы, и все Ваши предшественники не сидят в тюрьме только потому, что КТО-ТО, прикрываясь заботой об омичах, которым ну никак не выжить без муниципального транспорта, ежегодно «пилит» городской пирог с начинкой почти в 3 млрд. рублей. Само собой разумеется, интересы этих КОГО-то должны обслуживаться зампредами правительств, мэрами и вице-мэрами, депутатами и начальниками дептрансов... И обязательно «крышеваться» правоохранительными органами. Стремление таких начальников «сохранить» во что бы то ни стало муниципальный транспорт на самом деле оборачивалось борьбой с бизнесом и инвестициями в городские пассажироперевозки, что уже обошлось и еще обойдется омичам в десятки миллиардов рублей. История этих войн с предпринимательством за последние двадцать лет ничему власть так и не научила.
Ну, а самих граждан, конечно же, никто и спрашивать не собирается. Готовы ли они отдавать из своего кармана, т.е. городского бюджета, почти 3 млрд. этому самому Мартыненко на «сохранение» муниципального транспорта и еще 750 млн. на так называемое «развитие», чтобы потом в переполненных маршрутках, как быдло, добираться до дома? Нужны ли гражданам эти «экономически обоснованные» межтарифные разницы объемом в 400 млн. рублей или льготы за школьников и пенсионеров размером в 51 млн. рублей для проезда в автобусе, в который они не хотят садиться ни за какие деньги?
И, само собой разумеется, никому неинтересно мнение тех омичей, которые хотели бы, чтобы эти миллиарды были потрачены на инфраструктуру: обслуживание уже построенных дорог, возведение современных остановок, туалетов и т.д. и т.п.
Одна из женщин маршрута 368 негодовала по поводу очень толстой пассажирки: «Это ж надо так кушать!?»
Хороший вопрос для городских правителей типа начальников дептранса.