Омичка, создавшая антикоррупционное мыло, рассказала, как это было.

Ставшая призером в восьмом всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд», 22-летняя студентка Екатерина Романова рассказала, как реализовалась ее задумка:

– На идею с мылом натолкнуло выражение «нечист на руку», которое хорошо подходит к тематике конкурса. Я вспомнила эту фразу и сделала мыло для коррупционеров. Вообще я заметила, что слоганы, основанные на известных фразах, хорошо работают. Несколько лет назад я тоже участвовала в этом конкурсе с плакатом «Взятка – это деньги, которые пахнут». Тогда он занял первое место.

– А другие варианты, помимо мыла, не рассматривали, сразу ухватились за первую яркую мысль?

– Осталось еще много идей, которые я не успела сделать к дедлайну этого конкурса, но обязательно завершу в будущем. Если честно, и мыло создавалось в последние часы до закрытия приема работ. Так всегда и бывает – то, что сделано на одном дыхании, имеет успех. Ведь главное в плакате – это идея. Всего я отправила три плаката. В финал прошел про мыло и еще один со слоганом: «Одна взятка – две статьи».

– Почему решили участвовать и в этом году?

– Это очень актуальная тема в наше время, и к тому же захотелось внести свой вклад в борьбу с коррупцией таким творческим путем. У меня бы ничего не получилось без поддержки ОмГПУ, который и отправил меня на финал конкурса, а также без преподавателей кафедры дизайна, которые всегда советовали студентам не бояться проявлять себя.

– Мы знаем , что вы заняли второе место, какой проект занял первое?

– Первое место занял плакат со слоганом: «Не злоупотребляй». Если честно, я люблю более минималистичные плакаты – меньше средств, больше смысла. Поэтому мне больше понравился тот, который занял третье место, это очень оригинальная идея. Он звучал так :«Где наши дороги?»

– Расскажите о себе. Где учитесь, на кого, почему выбрали такую профессию?

– Сейчас я учусь на первом курсе магистратуры художественно-графического отделения ОмГПУ по специальности «Дизайн». С раннего детства любила рисовать. С пяти лет начала заниматься в омской детской художественной студии, затем закончила ДШИ №18 и ДХШ №1, поэтому вопрос выбора специальности перед мной не стоял – еще в школе знала, что хочу быть графическим дизайнером, тем более, что эта профессия входит в ТОП10 востребованных направлений в современном мире. Была мысль поступать в столичные вузы, но в Омске есть своя сильная школа высшего художественного образования, и нет смысла уезжать. Встал вопрос – какой вуз выбрать: худграф ОмГПУ или ОГИС. В каждом вузе жесткий отбор и для поступления, помимо результатов ЕГЭ, необходимо сдать несколько творческих экзаменов. В итоге подала документы в оба и, к удивлению, прошла по баллам на бюджет в два заведения. Встал вопрос – куда пойти учиться? Интуитивно выбрала худграф ОмГПУ и ни разу об этом не пожалела. На кафедре дизайна сложился замечательный коллектив педагогов, где профессионализм академической школы рисования сочетается с современными направлениями в искусстве и применением новейших компьютерных технологий. Учиться здесь не просто, но очень интересно. Нагрузки не слабые, поэтому на первом курсе, впрочем, как и в других вузах, происходит отсев студентов – остаются те, кто уже навсегда решил связать себя с творчеством. Ведь это только со стороны кажется, что дизайнер просто взял и нарисовал картинку. На самом деле, за ней стоит кропотливая работа по визуализации своей идеи таким образом, чтоб это было понятно окружающим. Большим плюсом обучения на худграфе ОмГПУ считаю разносторонне ориентированную программу бакалавриата, которая дает знания по основным направлениям дизайна: разработка логотипа и фирменного стиля, плакат, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, фотографика и др. Считаю, что своей победой в конкурсах я немалым обязана преподавателям.

– Опишите свое самое большое достижение в жизни...

– Прежде всего, это поступление в университет на бюджетное отделение, и конечно же, победы в творческих конкурсах, возможность самореализации в сфере дизайна. О каких-то крупных достижениях говорить рано, надеюсь, что они у меня впереди.

– Кому бы вы отдали первые три куска  мыла для коррупционеров? Каким структурам или каким определенным личностям?

– Ну тремя кусками, конечно, не обойтись, учитывая, что почти каждую неделю мы узнаем о новом антикоррупционном расследовании. Возможно, что за одной озвученной в средствах массовой информации фамилией коррупционера стоит десяток других. Так что имена пусть называет прокуратура и следственные органы, а мое творчество – это лишь один из инструментов борьбы с этим явлением.
 
– На одном из плакатов на конкурсе «Новый взгляд» было написано: «У взятки есть последствия». Как вы считаете, что кроме лишения свободы может являться последствиями этого преступления?

– Разрушенные семьи, общественный позор и, надеюсь, муки совести. Это последствия для самого коррупционера. В обществе же это ведет к ущемлению прав и законных интересов граждан, подрыву доверия населения к власти.

– Какое преступление, на ваш взгляд, хуже: дача взятки или её получение? Почему?

– Мне кажется, это равносильные преступления. Недаром наше законодательство предусматривает наказание и за дачу взятки (статья 291 УК РФ), и за ее получение (статья 290 УК РФ).

– Как вы считаете, кто чаще всего принимает взятки? И кто чаще всего их дает?

– Чаще принимают взятки люди, наделенные какой-либо властью и считающие для себя возможным использовать ее в корыстных целях. А дают, наверное, люди, которые либо уже нарушили закон и хотят уклониться от ответственности, либо те, кто хочет ускорить решение своих проблем в обход других.

– Ранее Д. А. Медведев высказался по поводу коррупции в нашей стране. Он сказал: «Коррупция – очень большая системная проблема нашей страны, и нам еще потребуется огромное количество усилий для того, чтобы эту ситуацию исправить. Мы внимательно приглядываемся и к опыту Китайской Народной Республики». Как известно, в Китае высшая мера за взятку – расстрел. А как вы считаете, стоит ли такое преступление человеческой жизни? И стоит ли применять такие методы в нашей стране?

– Я думаю, что это преступление не стоит человеческой жизни, в конце концов, коррупционер – это не убийца, поэтому не стоит применять такой метод наказания. Тем более, что человек даже не успеет осознать и переосмыслить своe преступление. Каждый может ошибиться однажды, и у человека должна быть возможность исправиться. Я думаю, необходимо штрафовать коррупционеров на крупные суммы и отправлять на исправительные работы, что и предусматривает наше законодательство.

– Как вы считаете, почему по ТВ практически нет социальной рекламы?

– Да, к сожалению, пока нет. Думаю, это связано с тем, что рекламная минута очень дорого стоит, а это основной доход каналов. Надеюсь, что ситуация в ближайшее время изменится. Зато на носителях городской наружной рекламы плакаты уже работают. Была приятно удивлена, когда увидела свой плакат с предыдущего конкурса «Легкие деньги влекут тяжелые последствия» на автотрассе в Крыму. Кроме того, работы участников конкурса «Новый Взгляд» недавно представляли страну на международных форумах. Например, 6 ноября 2017 г. в Вене прошла выставка наших агитационных плакатов о мерах по борьбе с коррупцией в России на полях VII сессии Конференции государств участников Конвенции ООН против коррупции. В Страсбурге в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией российская делегация в здании Совета Европы организовала выставку плакатов конкурсантов по теме «Россия против коррупции» в рамках заседания Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

На церемонии награждения участников конкурса «Новый Взгляд» генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка обратился к представителям средств массовой информации и государственных структур с пожеланием активно размещать работы в федеральных и региональных СМИ, на носителях городской наружной рекламы, в высших образовательных организациях, использовать их для проведения социальных информационных кампаний министерств, ведомств и общественных объединений.

– Как вы считаете, почему люди поступаются моральными принципами и принимают взятки? 

– Думаю, ими управляет алчность и жажда легких денег, а также ложное ощущение безнаказанности.

– Есть ли, на ваш взгляд, какие-то аргументы для того, чтобы принять взятку?

– Нет, таких аргументов я не вижу.