Советник губернатора Омской области по спорту рассказал молодежи о своем детстве и о том, есть ли спорт в деревнях и селах.
На площадке дискуссионного студенческого клуба «Диалог на равных» в главном корпусе ОмГТУ состоялась встреча омской молодежи с известным в регионе и за его пределами спортсменом, хоккеистом, заслуженным тренером России, а ныне советником губернатора Омской области по спорту.
– Евгений Евгеньевич, что Вы можете посоветовать начинающим спортсменам ?
– Я вырос на слезах Ирины Родниной. Это величайшая спортсменка моего поколения. Она в свое время завоевала олимпийскую медаль, и во время её выступления пропала музыка. Тогда они с партнером Зайцевым продолжили выступать. Им поставили шесть баллов из шести. Когда Роднина встала на пьедестал – она плакала. То ли от счастья, то ли от того, что не получилось выложиться на все сто. Я точно воспитывался на ее слезах. Поэтому я считаю, чтобы достичь высот, нужно прикладывать очень много сил как физических, так и моральных. Я не олимпийский чемпион, но и не все могут им стать. Не все могут добиваться самых высоких наград. Нужно не терять упорство и надежду.
– Как Вы пришли в этот спорт?
– Сам я родился в городке Нефтяников. В те 70-80 годы он были самым спортивным районом города. Здесь есть два крупных предприятия – завод СК, при котором была детская спортивная школа по хоккею, и нефтезавод – при нем была школа по футболу.
В то время наши родители отдавали нас в спорт для того, чтобы мы были здоровыми детьми. Никто тогда даже и подумать не мог о том, что мы будем уезжать в НХЛ и работать за сумасшедшие деньги.
В то время дети не были домашними, и никто из родителей не уделял нам столько внимания, как современные. Сегодня один из родителей не сможет работать потому, что ему нужно будет водить свое чадо по кружкам . Пока он маленький, его нужно будет привезти, раздеть, подготовить, дождаться и забрать. У нас такого не было. У меня были санки и мешок, похожий на баул. Идти до спортивной школы мне нужно было 15 минут.
Туда приходишь – хоккейная коробка вся в снегу. Ты её чистишь вместе с дворниками потому, что очень хочешь начать игру. Сегодня запрещается – это использование детского труда. Даже если ребенок захочет – нельзя. Так и вырастали спортсмены.
Когда мне исполнилось 17 лет, я получал зарплату в 94 рубля. Мои родители приносили домой по 98. Когда я отдал маме деньги – она заплакала, наверное, потому, что не знала, что игрой можно зарабатывать.
Я с самого детства хотел, чтобы у меня были новые коньки и клюшка, но никогда этого не видел. В мое время был один известный хоккеист в «Шиннике». Он отдал мне свои старые коньки. Правда, они были на пару размеров больше и с огромной дыркой на носке, но я был город. С ними я и приехал играть в сборную Советского Союза.
Свою первую новую форму я получил только в 20 лет. Тогда мне выдали новые коньки. Я даже мечтать об этом не мог. Какие деньги? Какие гонорары? Коньки! Тогда-то и началась моя профессиональная деятельность.
– А как обстоят дела с развитием детского спорта в области?
– Дети, которые живут в области, не имеют возможности заниматься в спортивных секциях и участвовать в общегородских соревнованиях. Для этого мы организовываем турниры среди дворовых команд «Омские орлята», чтобы у ребят из районов была возможность приехать, пообщаться и познакомиться с другими мальчишками. Тут же они смогут защитить честь своего района. Из идеологических побуждений здесь мы готовим нормальных патриотов нашей области. Не все, конечно, становятся хоккеистами. Из 100 человек в выпуске – всего двое добьются высот в этом спорте. Хоккей – это занятие для настоящий мужчин и женщин. Сейчас девчонки также занимаются этим спортом. Даже в нашей практике есть такие случаи. Как правило девочки должны быть на два года старше парней из своей команды. Правительство также проявляет интерес к спорту и поддерживает все начинания. Я знаю, что в ОмГТУ есть студенческая хоккейная команда. Хотелось бы создать целую молодежную лигу.
– Можно ли провести аналог между командами СКА и ЦСКА – базовыми клубами сборной страны?
– Например, финансовая сторона. Сегодня «Авангард» ищет деньги, например, на зарплаты, ищут нового нападающего, но чтобы что-то купить, нужно что-то продать. СКА и ЦСКА с этим не заморачиваются. Есть такая информация, что СКА еще не потратил прошлый годовой бюджет. Я считаю, что то, что в состав сборной входят только игроки этих двух клубов – неправильно, и думаю, то руководство федерации, которое такую политику ведет, не на правильном пути. Нас заведет эта ситуация в тупик. Игра станет просто неинтересной, и никто на неё не придёт.
– Почему у нас нет такой как в США спортивной школьной и университетской лиги, с возможностью и дальше продолжать карьеру?
– Я только за организацию такой студенческой лиги. Студентам, которые учатся в Америке и играют за сборную университета, оплачивают образование, но они не имеют права заключать контракт с профессиональными командами. Если ты студент, ты должен полностью получить образование или уходить с учёбы. У них это, конечно, престижно. Я обеими руками за создание подобной лиги.