«БК» продолжает отслеживать ситуацию на омском рынке наружной рекламы.
В октябре 2017 года редакция направила в департамент имущественных отношений омской мэрии официальный запрос по поводу незаконных конструкций, предположительно принадлежащих структурам, подконтрольным компании «Дизайн-Мастер». Ровно через месяц был получен ответ, о котором можно сказать словами известного бизнесмена, утонувшего в 1,5-годовой переписке с руководителем ДИО Асташовым: «написано вроде по-русски, но ничего не понятно».
Впрочем, наверное, важнее другое, то, о чем в письме – ни строчки. Вдруг с перекрестков улиц города стали исчезать десятками рекламные конструкции, безнаказанно простоявшие там целый год на фоне так называемой суперпоказательной борьбы мэрии и прокуроров с незаконными билбордами. Вопрос напрашивается – с кем же тогда сражался хозяин департамента Асташов? И почему чиновники так и не заметили сотни незаконных конструкций на самых видных местах города?
Есть мнение, что эти самые чиновники департамента г-на Асташова занервничали далеко не случайно. Конечно же, плевать они хотели, как впрочем и омские прокуроры, на запросы журналистов «БК55». Просто запахло жареным: совсем скоро в кресле градоначальника окажется другой мэр, заявивший, что он будет работать в команде губернатора, защищая прежде всего интересы города и омичей. Видимо, для Асташова и его сотрудников это очень плохая новость. Могут ведь и на ковер пригласить, да и вопросы тем же прокурорам задать. К примеру, про августовский аукцион, обрушивший рынок наружной рекламы, или про так называемую борьбу с незаконными рекламными конструкциями, из которой вытекает очевидная связь Департамента с компанией «Дизайн-Мастер». Кстати, об этих связях, имеющих полукриминальный характер, знают и давно уже говорят вслух профессиональные операторы рынка наружной рекламы.
Может наговаривают? «БК» попробует восстановить хронологию событий.
ПОДГОТОВКА
В профессиональных кругах компанию «Дизайн-Мастер» и стоящего за ней олигарха от ВПК Морева называют активным участником и идейным вдохновителем принятой схемы размещения рекламных конструкций в г. Омске. При ее утверждении часть «качественных» или, иначе говоря, престижных мест, принадлежащих другим операторам рынка, была исключена из схемы. Вот так сотни вполне законных рекламных конструкций были искусственно переведены чиновниками департамента в разряд незаконных с последующим уничтожением. Они объявили настоящую войну Конкуренции.
РЕАЛИЗАЦИЯ
«Дизайн-Мастер» и все тот же олигарх Морев с его компанией «ДиалогАвиаТревэл» были прямо причастны к проведению «честного аукциона», отнявшего у мелких операторов рынка саму возможность участвовать в торгах. Ну а для более крупных инвесторов, успевших наскрести по сусекам необходимые денежные средства в мертвый для бизнеса август 2016-го, лоты были составлены, мягко говоря, по-иезуитски. Олигарх и его бизнес-партнер как бы говорили потенциальным участникам аукциона: «полезете не на свой лот – пожалеете!».
В переводе на профессиональный язык это означало: попробуете вмешаться в торги по так называемому сборному лоту – останетесь у разбитого корыта. Чиновники департамента г-на Асташова могли просто не выдать вам необходимых разрешений или задержать их выдачу (обязанности выдать разрешение в какие-то конкретные сроки нет). И договора заключать с вами не будут. ПОТОМУ ЧТО по условиям аукциона, которые мы для вас придумали, конкретная привязка к тому или иному месту на карте Омска отсутствует. А значит чиновник может указать вам, победителю аукциона, точку для билборда где-нибудь в кустах, чтобы рекламу, на нем вывешенную, никто не видел. А нам он выдаст там, где захотим, даже поперек тротуара.
Итоги аукциона известны – более 79 процентов разыгрываемых суперкрутых лотов ушли по начальной стоимости. Бюджет не досчитался по нашим оценкам более 76 млн рублей. Вот так при пособничестве департамента г-на Асташова компания «Дизайн-Мастер», фактически объединившаяся сегодня с моревским «ДиалогАвиаТревэл», получила контроль над рынком наружной рекламы, где раньше работали 20 (!) операторов. В Омске на рынке наружной рекламы сложилась уникальная конкурентная среда, о которой можно было только мечтать (и при этом ни один из игроков не имел более 20 процентов)... Но ее сознательно, выверив каждый шаг, уничтожили в результате только ОДНОГО аукциона.
Естественно, операторы рынка оценили новации департамента г-на Асташова как банальное рейдерство. А некоторые даже иск к ДИО подали об отмене торгов, уничтоживших конкуренцию.
РАСПРАВА
Две эти компании, организаторы так называемого «честного аукциона», по нашим данным, причастны к демонтажу конструкций конкурентов. Именно их подозревают в сговоре с руководителем департамента Асташовым, выдавшем без торгов распоряжение МУПу демонтировать так называемые «незаконные» рекламные конструкции потенциальных конкурентов «Дизайн-Мастера». В этот же день МУП заключает договора на демонтаж со скандально известной компанией «Роял Медиа» (о темных делишках которой БК писал в материале "Здесь куют мандаты омские олигархи?"). «Роял Медиа» в свою очередь нанимает подконтрольную олигарху Мореву строительную компанию «СиБиКом», пойманную за руку на заклеивании билбордов конкурентов стикерами «Незаконная реклама». Позже рейдеры, обнаглевшие от безнаказанности, все же внесут поправки в действующие схемы уничтожения конкурентов. На горизонте объявится некий безработный из Калачинска со странной фамилией Куку, на которого по известной схеме оформляется ИП и выдается на руки распоряжение на демонтаж конструкций самим вице-мэром Асташовым (без подписи разумеется). Как тут не воскликнуть: «Браво, Законник».
Любопытная деталь: стоимость работ по договору с МУПом мэрии у предпринимателя Куку составляла 500 рублей за демонтаж одной конструкции! И это при том, что только привлечение техники для подобных работ обходилось ему в сумму до 10 тысяч рублей. Надо полагать, что Куку свои 500 рублей получил сполна, но Кто-То наверняка заработал на криминальных демонтажах без торгов те самые тысячи за привлечение дорогой техники. Мы не исключаем также, что организаторами борьбы с конкуренцией был создан некий «общак» вроде компании "Роял медиа, куда могли привлекаться, в том числе и принудительно, «пожертвования» всех заинтересованных лиц.
Примечателен факт: начиная с сентября 2016-го вплоть до октября 2017-го именно у структур, имеющих отношение к «Дизайн-Мастеру», было больше всего незаконных конструкций. Их никто не тронул и пальцем.
Особый цинизм, не правда ли?
КРЫША
Любому здравомыслящему человеку понятно, что без «крыши» в ДИО незаконные конструкции (более 100 билбордов) не могут стоять незамеченными на самых оживленных местах города. Без «крыши» в ДИО невозможно выиграть самые престижные места по стартовой цене, а потом получить еще и необоснованные преференции от ДИО в виде разрешений ставить билборды не там, где место выиграно, а там, где хочется. И это в буквальном смысле так: более 60 конструкций, о чем много раз указывал «БК55», имеют отступы в 30-110 метров от места размещения в схеме.
По закону такие разрешения, не соответствующие схеме, само собой должны быть аннулированы. Но весь парадокс в том, что по действующим ныне суперкоррупционным правилам подать такой иск в суд может либо прокуратура, либо департамент, выдавший незаконное разрешение!
Ну, а поскольку прокуроры и чиновники негласно охраняют незаконные конструкции победителей «честного аукциона», найти справедливость сегодня невозможно. В самом деле, не будет же вице-мэр Асташов оспаривать в суде незаконную деятельность собственного департамента? Особенно если решение по выдаче «левых» разрешений на установку билбордов принимались лично самим же Асташовым, которого в ДИО за глаза называют «законником» (он сам как-то в этом вслух и публично признался)? И добавляют, что события, описываемые выше, как раз-то и стали возможны с приходом в ДИО нового руководителя, ранее работавшего в милицейских структурах БХСС, имевших в народе весьма дурную репутацию.
Совпадение? И действительно ли наш «законник» знает и защищает законы?
БЕСПРЕДЕЛ. ВОЗВРАТ В 90-е.
Это при нем появляются нормативные документы, которые позволяют при демонтаже чужой собственности уничтожить ее на месте. Без суда и следствия! Речь при этом идет не о дощечке прибитой к дереву или телеграфному столбу, а о многотонном рекламном изделии стоимостью в сотни тысяч рублей.
Как известно, Конституция РФ запрещает вице-мэру Асташову издавать распоряжения об уничтожении чьей-то частной собственности, но он умудряется не только издавать, но и даже опубликовывать подобного рода документы, датированные 5 мая, задним числом – аж 16 ноября. Но вот беда, по странному стечению обстоятельств документ, якобы изданный 5 мая, совпадает с датой подачи иска к ДИО одной из рекламных компаний, как раз и оспаривающей незаконное уничтожение своего имущества. Что это? Подлог? Подтасовка?
Редкий случай, но даже Омский УФАС высказался о том, что без торгов власти уничтожать чье-либо имущество тоже не имеют право. И выписал предписание об аннулировании незаконного документа.
Как бы там ни было, но наверное, руководитель департамента имущественных отношений просто обязан знать главный закон страны – Конституцию Российской Федерации. И статью в этом главном законе, по которой никто не может быть лишен своей собственности, кроме как по решению суда. А он, «законник» Асташов, даже документ задним числом выпустил, разрешающий ему уничтожать чужую собственность. Вы представьте себе – вашу неправильно припаркованную машину увозят не на штрафстоянку, а тут же на месте у вас на глазах уничтожают!
Бред?! К сказанному стоит добавить, что если бы вице-мэр Асташов исполнил распоряжение своего непосредственного начальника Двораковского и включил в схему не 1900, а 2 300 рекламных мест. А это значит, объявленные незаконными конструкции оказались бы законными, более того, приносили бы ежемесячный доход в казну города и служили развитию конкуренции.
Это при «законнике» Асташове стал возможен судебный процесс, на котором департамент мэрии отстаивает свое ПРАВО не проводить аукционы по им же утвержденным местам с формулировкой «мы не обязаны это делать». Странно, что деньги и потери бюджета вдруг сегодня перестали интересовать департамент, назначение которого в том и заключается, чтобы приносить в казну деньги. Остается только предполагать, что действует ДИО в отношении определенных компаний, которые после выигранного «честно» аукциона больше не заинтересованы в увеличении игроков на рынке и размывании своей доли. А ведь еще в прошлом году, объявляя скандальный августовский аукцион, Асташов мотивировал свой поступок необходимостью пополнять дефицитный бюджет города. И позже в горсовете заявлял депутатам о том, что в течение года на аукцион будет выставлена в интересах бюджета еще 1 000 рекламных мест. Мол, будут деньги, чтобы протекающие крыши в школах отремонтировать.
Нет, господа депутаты, руководитель департамента мэрии Асташов обманывает вас самым беспардонным образом.
Поставив крест на обещанных самим же аукционах, вице-мэр поспешно зачищает схему от мест, которые можно было еще вчера выставить на торги. И неплохо на этом заработать.
Чтобы ни делали эти люди, у них всегда на переднем плане «забота» о горожанах. И вот согласно этой «заботе» мы и отказываемся от аукционов, которые могли бы принести лишнюю сотню миллионов рублей... Пусть департамент финансов г-жи Парыгиной займет под проценты еще полмиллиарда.
При «законнике» Асташове десятки предпринимателей, в которых он принципиально не хочет видеть инвесторов, ждут рассмотрения своих заявок годами. Хотя при существующем регламенте ДИО обязан рассматривать такие заявления один раз в квартал.
Не может не потрясать то, что УФАС и все другие правоохранительные органы не видят у «законника» Асташова никаких нарушений.
ЗАКОННИК
Вообще-то у слова «законник» есть как минимум два определения:
1. Знаток законов. Тот, кто строго соблюдает закон. Но это, как мы понимаем, к нашему вице-мэру имеет отношение весьма отдаленное.
2. На блатном жаргоне «законник» – это вор в законе, т.е. преступник, принятый сходкой в воровскую группировку и обязавшийся выполнять традиции и обычаи этой группы. (есть о чем задуматься?)
На последнем совещании в ДИО на вопрос нескольких операторов рынка: «Почему до сих пор стоят огромные конструкции (порталы через дорогу), прямо запрещенные ГОСТом», Асташов невнятно ответил, что «теперь это работа округов». Но наш «законник», видимо, забыл, что ровно за день до этой встречи лично распорядился демонтировать несколько конструкций этих самых «других» операторов, задавших ему неудобный вопрос.
Читателю, полагаю, не надо объяснять, каким структурам принадлежат порталы, прямо запрещенные всеми нормативными документами сразу? И почему вдруг Асташов спонтанно решил переложить ответственность на округа за то, что входит в прямую обязанность департамента имущественных отношений, который он возглавляет.
Уже давно сложилась практика, когда по такого рода особо злостным нарушениям прокуратура обращается в суд. И суд всегда (100%) оказывается на стороне прокуратуры. И это понятно, поскольку речь идет о безопасности граждан! Но вот парадокс, по вышеуказанным незаконным конструкциям, нагло перегородившим омские улицы, нет ни предписаний ГИБДД, ни судебных исков прокуратуры. Почему? По какой причине огромные рекламные порталы стали вдруг невидимыми для правоохранительных органов и чиновников ДИО? Неужели они изготовлены нарушителями законов по стелс-технологиям, спрятавшим их от проверяющих органов?
Увы, ответ на свершающееся беззаконие легко обнаруживается на самих же незаконных порталах, где Главное управление региональной безопасности Омской области разместило камеры видеонаблюдения. Вот вам и суть омских стелс-технологий: нарушать закон можно, когда нарушителя закона прикрывает Главное управление по борьбе с коррупцией. Можно было бы посмеяться, но как-то не хочется.
ВЫВОД
Сегодня профессиональные игроки рынка наружной рекламы в кулуарах говорят, что именно «Дизайн-Мастер» и «ДиалогАвиаТревэл» приложили руку к исключению из схемы «качественных» мест операторов-конкурентов, а потом же вызвались их зачищать чуть ли не за свой счет. Без «крыши в ДИО», где работают такие «законники», осуществить подобную расправу было бы невозможно. Но и ДИО вряд ли осмелилось бы столь беспардонно действовать в интересах одной из компаний рынка, не будь у нее своей, куда более влиятельной «крыши».
P.S.: «БК55» закончил журналистское расследование «черного» передела рынка наружной рекламы по бандитским технологиям 90-х годов прошлого века. Мы готовы расписать роли и назвать имена вице-губернаторов, депутатов и сенаторов, прокуроров и главарей омских кланов, нанесших своими действиями ущерб экономике Омской области на сотни миллионов рублей. СКОРО! НА «БК55»!