Исполнительный директор СРО «Омские перевозчики» рассказал о том, как избежать в нашем городе «волгоградского сценария».
Весной этого года в «Бизнес-курсе» вышло интервью с Сергеем Томилиным, исполнительным директором СРО «Омские Перевозчики». Одной из тем разговора стала реформа маршрутной сети: предприниматели опасались, что с её помощью дептранс «расчищает» рынок для захода крупного иногороднего игрока, компании «ПитерАвто».
Подобную схему, по словам бизнесмена, к тому моменту осуществили уже в нескольких городах России. В их число попал и Волгоград – а месяц назад из этого города начали приходить тревожные, но привычные омскому уху слухи о транспортном коллапсе. Мы решили связаться с Томилиным и узнать, как обстоят дела в Омске и не угрожает ли участь города-героя на Волге нам.
– Сергей Иванович, следите ли вы за ситуаций в Волгограде? Что там происходит, и насколько их реалии близки к нашим?
– Мы пристально следим за развитием ситуации с пассажирским транспортом в других городах России. В том числе и там, где за изменением маршрутной сети последовали изменения на рынке перевозок. Законы примерно одинаковы: новый иногородний «игрок», заходя на рынок (хоть в транспорте, хоть в ритейле, хоть в строительстве), пытается «выдавить» местных и стать монополистом. А потом он сможет диктовать свои условия. Ситуация в Волгограде – яркий тому пример: компания «ПитерАвто», выиграв ряд тендеров на пассажирские перевозки, завела на рынок свои, далеко не новые, автобусы и постепенно вытеснила с рынка мелких частных перевозчиков. Поначалу казалось, что все хорошо: в городе появились автобусы среднего и большого класса, что сняло нагрузку с муниципального подвижного состава. Но в один прекрасный день 50 транспортных средств (что для города Волгограда – немало) «ПитерАвто» не вышли на маршруты, и в городе случился ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ транспортный коллапс. Сильнее всего пострадали простые жители города, которые не смогли вовремя добраться на работу.
– В чём причина подобного демарша? В конце концов, на репутации компании это скажется не лучшим образом.
– Скорее всего, это элемент политики компании, если не сказать давления на власть. Местные СМИ писали, что компания просто сочла несколько маршрутов невыгодными – и прекратила перевозки, а подвижной состав перебросила в другие города. И Волгоград стал заложником этой политики. Но еще важнее на примере этой ситуации не допустить чего-то подобного у нас, в Омске. Как? Во-первых, нужно тщательно подходить к проведению тендеров. Очень важно, как именно составлен договор на право осуществления перевозок, прописана ли в нём такая ситуация, и чем она считается – форс-мажором или серьёзным нарушением, за которое компания должна заплатить крупный штраф. Во-вторых, еще раз взвесить все возможности, имеющиеся у нашего муниципального транспорта.
– На недавнем заседании Фролов как раз сказал, вслед за Двораковским, что не хотел бы хоронить муниципальный общественный транспорт...
– Не надо никого хоронить. На этом рынке места хватит всем, но если вы видите больной, хилый организм и не хотите становиться «похоронщиком», выход один – его нужно лечить. Причём иногда частью лечения может быть, например, и ампутация. Сегодня парк мунтранспорта изношен, по признанию самих чиновников, на 80-90 процентов. Средств на покупку новых автобусов нет, их приходится искать в скудном городском бюджете. Если же оставить здоровую, работоспособную часть муниципального транспорта и привлечь ответственных частных перевозчиков с хорошей деловой репутацией, то со временем ПАТП сами смогут заработать на новые автобусы, а выиграют в итоге все. И омичи, и бюджет, потому что частные перевозчики не просят никаких дотаций. А их размер муниципальному транспорту, напомню, исчисляется сотнями миллионов рублей в год, ведь себестоимость перевозки одного пассажира у «муниципалов» значительно выше двадцати двух рублей.