Из 36 кандидатов в списке осталось всего двое, и это очень неоднозначное достижение.
Сегодняшний день, 17 ноября, обещал быть насыщенным, и слово своё сдержал: в конкурсную комиссию, что в здании Омского горсовета, пришли три с лишним десятка человек, чтобы пройти очередной этап выборов мэра. О непростой предыстории этого события мы писали много раз. Региональные власти волевым решением отменили всенародные выборы (на них, мол, всё равно никто не ходит, а губернатору нужно крепить контакты с мэрией), а потом была сформирована комиссия, попытавшаяся было выбрать градоначальника прежде, чем Вячеслав Двораковский отправится на покой. Что-то пошло не так, и в результате у всех ключевых претендентов в последний момент обнаружились проблемы со здоровьем. Прошло полгода, поменялся губернатор, мэрское кресло основательно нагрел врио – и вот опять начались выборы. Или «выборы», если угодно.
Собеседование собрало в здании на Думской массу взволнованных людей, но интрига была снята в самом начале, когда на беседу с конкурсной «чёртовой дюжиной» (в комиссии заседает ровным счётом 13 человек) отправился опытный кандидат Игорь Антропенко. Строго говоря, в списке он был не первым, но глава комиссии Сергей Тодоров объяснил, в чём тут дело: в правительстве должно было состояться какое-то совещание, и всем депутатам Заксобрания, включая Антропенко и ещё одного кандидата Антона Берендеева, следует там быть. Поэтому Антропенко сделали самым первым в списке, а Берендеева наоборот передвинули на попозже.
Такая разница в подходе удивила наблюдателей, но ненадолго. Кандидат сходу попросил комиссию выслушать его заявление – и звучало оно так:
– Глава региона Александр Леонидович Бурков сказал вчера, что мэр должен быть частью команды губернатора. Я с ним полностью согласен, и поэтому снимаю свою кандидатуру: я хотел бы поддержать Оксану Николаевну Фадину, которая является на данный момент лучшим кандидатом. Сейчас все мы, как патриоты, должны сплотиться вокруг нашего регионального лидера, выдвинутого Владимиром Владимировичем Путиным...
Среди журналистов и остальных претендентов на мэрство, наблюдавших за происходящим, эти верноподданические слова вызвали настоящий фурор. Кто-то смеялся, кто-то хлопал, один зритель мрачно констатировал: «Сливается». А из задних рядов крикнули:
– Дайте премию этому господину и выгоните его из зала!
Но выгонять Антропенко никто не стал. Напротив: Тодоров со всей серьёзностью поблагодарил «самозадвиженца» за «такое начало». А тот сразу двинулся к телевизионным камерам рассказывать о причинах своего шага: о патриотизме, о «региональном лидере», о необходимости «отодвинуть в сторону амбиции и сплотиться».
– Александр Леонидович вчера дал чёткий посыл, – сказал Антропенко помимо всего прочего, и в принципе этим он мог ограничиться. Характерно, что рядом с ним во время этого монолога уже стояла с неопределённым выражением лица Оксана Фадина: сценарий этого политического спектакля явно был написан без особых затей. Когда дело дошло до неё, Фадина поблагодарила Антропенко за «очень правильную позицию» и тоже отметилась в теме единства:
– Нам всем надо объединяться, ведь ценности у нас общие.
О каких именно «общих ценностях» идёт речь, будущая градоначальница не сказала.
Дальше собеседование проходило без особых эксцессов. Согласно утверждённому регламенту, на каждого кандидата выделялось в общей сложности 10 минут, и превысить этот лимит можно было только при одобрительном голосовании комиссии. Всё начиналось с вопросов кандидату, и только если у него оставались время и желание, он мог рассказать что-то о себе и своей программе. Коммунист Виктор Жарков едва ли не всё лето судился за право не предоставлять программу, и одобрительное решение суда сыграло со всей процедурой злую шутку: теперь планы кандидатов насчёт работы на высокой должности вообще никого не интересуют.
Не все были готовы с этим смириться. Кто-то пытался сходу начать излагать свои предвыборные пункты – но его тут же осаживал суровый Тодоров:
– Извините, мы вам слова не давали!
Члены комиссии превратились скорее в экзаменующих, проверяя, обладают ли кандидаты элементарными знаниями. Сколько в Омске жителей? Сколько больниц? Какой у Омска бюджет? А какая структура у администрации? Одни отвечали по существу, другие ограничивались обещанием, что после вступления в должность во всём разберутся. Главное ведь – желание работать и делать родной город лучше! Комиссия слушала такое с явным недоверием.
Преобладали среди кандидатов люди никому не известные. Руководители фирм (у таких обязательно спрашивали, сколько людей работает под их началом), юрисконсульты, бухгалтеры, кто-то ещё. Были и люди, которых члены комиссии неплохо знали. Например, в начале списка, между Б и Г, оказался бывший министр экологии Александр Винокуров. Загадочность его ухода из правительства подталкивала к конспирологическим версиям: мол, сейчас он тоже откажется от участия в выборах в пользу Фадиной, а чуть позже получит новую должность. Но нет: экс-министр не попросил слово для громкого заявления и все 10 минут отбивался от ожидаемых вопросов.
Есть ли вина минэкологии в том, что произошли выбросы? Винокуров ответил, что министерство «вело работу» и добилось возбуждения по факту выбросов уголовного дела (кажется, по его мнению, это большой успех).
Как мэр может улучшить экологию в Омске? Винокуров заговорил об «озеленении и благоустройстве» и о том, что надо регулировать автомобильные потоки.
На ту же тему комиссия поговорила с Сергеем Костаревым. Этот кандидат констатировал, что слишком многое в этих вопросах зависит от федеральных властей и вызвал этим неудовольствие спрашивающих: «Вы нас серьёзно разочаровали, Сергей Владимирович! Ещё не мэр, а говорите уже как мэр – посылаете куда подальше...»
Общение с Алексеем Сокиным, кажется, больше понравилось комиссии. Этот кандидат, в последний момент узнавший о причудах сегодняшнего регламента, ухитрился-таки изложить по пунктам свою программу и свою «философию»: развитие самоуправления, инициативное бюджетирование, решение проблемы судебных домов, сохранение «зелёных зон», работа «вскладчину».
Дело шло достаточно быстро: 1 кандидат в 10 минут, 6 кандидатов в час. Раскрученный механизм замедлился, только когда дело дошло до главной героини. Фадину сразу предупредили, что она может говорить столько, сколько потребуется. И целых полчаса будущая (по-видимому) градоначальница говорила о проблемах бюджета, городского хозяйства, благоустройства – и о том, что миссия мэра любого города «долна быть продиктована курсом президента». Комиссия слушала её с почтением; похоже, мэра в Фадиной видят уже все.
Это предположение переросло в уверенность, когда комиссия огласила результаты закрытого финального обсуждения. Из 26 голосов 11 были отданы Фадиной, а второе место занял не Сокин, например, а... 57-летний Фридрих Мецлер, глава Калачинского района, о котором последнюю неделю писали как о будущем «техническом кандидате». Исход голосования в Горсовете, которое состоится 22 ноября, был бы очевиден, даже если бы об этом не высказался спикер Владимир Корбут.
– Я человек команды, – объяснил он, – и я считаю, что лучший кандидат – Оксана Николаевна Фадина.
Вот такой триумф пережила сегодня омская демократия. Сначала у горожан забрали право выбирать мэра, передав таковое сорока депутатам, а потом эти люди хором признали: «Мы команда, мы должны сплотиться вокруг регионального лидера». Право голоса есть – но мэра мы выберем по указке начальства; у омичей есть право говорить – но лучше пусть они этим правом не пользуются. В результате градоначальник в Омске, конечно, появится, но как он будет работать и в чьих интересах – большой вопрос.