И замолвлю. Хотя прекрасно понимаю, какой вой может подняться – и что и как я «огребу» в ответ...

Сначала – предыстория. Только факты.

В конце октября актер Энтони Рэпп вдруг рассказал в интервью, что в 1986 году к нему приставал Кевин Спейси – блестящий актер, режиссер и продюсер. Приставал и даже, мол, лег на него в нижнем белье. С тех пор Рэпп больше не давал комментариев по поводу ситуации, пояснив, что сказал в интервью все, что было необходимо.

Кевин Спейси публично ответил. В открытом письме он указал, что не помнит подобного за давностью лет, но на всякий случай извинился за «неприемлемое поведение в состоянии алкогольного опьянения». И в том же послании совершил так называемый «каминг-аут», сообщив, что после многочисленных сексуальных контактов с мужчинами и женщинами принял решение жить «как гомосексуал».

После чего в течение 10 дней его карьера была уничтожена. Кому интересный подробности – все есть здесь.
 
Давайте бегло – только факты.

Онлайн-кинотеатр Netflix объявил, что следующий сезон «Карточного домика» станет последним. Международная академия телевизионных искусств и наук передумала давать Спейси почетную премию «Эмми» в связи со скандалом. Сервис MasterClass удалил со своего сайта пятичасовой платный курс (28 видеоуроков) актерского мастерства от Кевина Спейси. Компания Tri-Star решила отказаться от продвижения драмы «Все деньги мира» в качестве кандидата на премию «Оскар». Ранее предполагалось, что Спейси мог бы получить за свою роль Джона Гетти как минимум номинацию. От Спейси отказались его актерское агентство (CAA) и его публичный представитель.

Дальше – больше: Netflix уволил Спейси из «Карточного домика»; шестой сезон сериала решили переписать так, чтобы убрать из него его героя – Фрэнка Андервуда. Онлайн-кинотеатр также прекратил работу над фильмом «Гор», где Спейси должен был сыграть знаменитого писателя и сценариста Гора Видала.

И – в завершение – Кевина Спейси вырезали из юбилейного выпуска музыкального комедийного сериала Carol Burnett Show на канале CBS.

В общем, толерантность восторжествовала…

Теперь – о личном.

Кевин Спейси – один из моих любимых актеров и безусловный талант. Человек, который великолепно сыграл в ряде фильмов и сериалов (не только в «Карточном домике»). Но посмотрите, насколько свихнулось американское общество на теме толерантности и в попытках оказаться святее Папы Римского! Лишить прекрасного актера премии «Эмми» за какую-то непонятную пьяную историю 30-летней давности?! Он что теперь, мигом утратил свой талант? Осуждён? Как в СССР – отобрать звания и ордена?!

Когда я по просьбе журнала «Бизнес-курс» комментировал рейтинг, в котором Кевин Спейси набрал определенное количество минусов по итогам своего заявления «о выборе ориентации», собственно, тогда уже я пророчил, что ему, видимо, придется пройти через кампанию травли, но даже в страшном сне невозможно было представить, что произойдет.

Давайте вместе с вами вдумаемся и попробуем посмотреть на все непредвзято.

Итак, какой-то малоизвестный актер, для которого вообще можно было бы использовать оборот «актеришка», сообщает, что 30 лет назад с ним «случилось страшное»: к нему приставал молодой тогда еще Спейси.

Конечно, возникают резонные вопросы. Во-первых, что мешало сделать это заявление 10 лет назад? 15? 20? Сразу после того, как это произошло (если вообще это и было на самом деле)? В таких ситуациях люди обычно сразу бегут в полицию (тем более он – подросток!) и говорят: «Люди добрые, произошло ужасное, непоправимое…». На самом деле, как выяснилось, там ничего непоправимого-то и не было. Но дело не в этом. Товарищи из полиции должны были подъехать и взять «алкоголика Спейси» тепленьким. Этого не произошло. Что остановило его тогда? Звездный статус «совратителя»? Так не был он тогда знаменитостью…

Что сподвигло его сейчас к этим откровениям – вопрос дискуссионный. Но меня в этом плане больше всего интересует презумпция невиновности… или виновности. Судите сами: появляется некий человек и утверждает, что с ним произошла какая-то чудовищная ситуация. Правда, доказательств у него никаких нет, в том числе нет и фотографий, ведь в ту пору смартфонов не было, запись сделать не смогли. Понимаете? Нет ничего, кроме его слов!

И все. Все СМИ, а также «общественное мнение» моментально ему верят и тем самым наклеивают ярлык на Спейси.

И дальше начинается полнейшая вакханалия. И премию у него отбирают, и проект сериала «Карточный домик» сворачивают. Тут же оказывается, что Кевин во время съемок еще кого-то хлопнул по плечу, кого-то за руку тронул, кому-то по поясу провел, кого-то вроде бы чуть ниже приобнял. И все это выглядит ужасно и… остается вопрос: а что это вдруг так всех прорвало? Особенно «доставляют» сообщения анонимов про какие-то гнусные оргии с участием Спейси: дескать, имена мы свои не скажем, доказательств нет – но «он вытворял с нами просто ужасное».

Еще тогда, пару недель назад, я пророчил, что «в ближайшие дни и недели ему придется почувствовать себя «американским Пастернаком» – даже те, кто не в курсе ситуации, обязательно бросят в него камень, таковы уж традиции...». Все так и вышло!

Для чего нужно перестирывать это грязное белье на публике, совершенно непонятно. Талантливым актером он от этого быть не перестал. Для чего в европейском и американском обществе нужно прилюдно выходить и озвучивать, кто ты есть, с кем ты живешь, публично каяться?! Что это меняет, каким целям и задачам служит? Это какая-то болезнь… Мы знаем, что американское общество больно; там давно уже помешались на том, что называется sexual harassment (т.е. «сексуальное домогательство»). Причем видят американцы это практически везде.

В эпоху своего активного преподавания я любил вспоминать студентам одну потрясшую меня историю про американского профессора, на которого студентка подала в суд за то, что он… во время лекции все время смотрел на нее. Понять его было несложно, потому что для лектора удобно обращаться к кому-то конкретно, но, поскольку он все время смотрел на нее, она рассудила, что профессор ведет себя неподобающим образом, и ему «вкатали» приличный штраф. Он сделал выводы и в дальнейшем во время лекции на нее вообще не смотрел. Через некоторое время она снова подала в суд, сообщив, что он «причиняет ей глубокие моральные страдания, потому что игнорирует и дает всем своим видом понять, что она ему противна»; дескать, презирает ее, от этого ее качество обучения снижается. Таких историй про Штаты мы можем сейчас обсуждать пачками.

Развернувшаяся сейчас кампания уже привела к трагикомичным историям, потому что актер-харизматик Алек Болдуин вдруг выступает и официально просит извинений у кучи неназванных женщин за то, что он «о них плохо думал или когда-то мог небрежно высказываться». В общем, несет полнейшую ахинею, которую обычно мы до этого слышали только из уст людей на процессах времен сталинских чисток, когда человек кается в том, что он, например, японский шпион. Ну или «был готов изменить Родине в мыслях».

Мы видим, куда скатилось и сползло американское общество. Получается, что там действительно нужно от любого человека, от мужчины или от женщины, в общественном транспорте держаться на расстоянии, видимо, больше, чем вытянутой руки, в глаза не смотреть, ни о чем не думать, а мы все посмеиваемся, когда читаем различные антиутопии про «ужасный мир будущего». В общем-то, он уже наступил. Оруэлловский «1984 год», который приписывают нам (якобы что-то похожее было или есть в России), на самом деле давно и прочно обосновался как раз в Соединенных Штатах.

Еще раз повторюсь. Я не обсуждаю ориентацию Спейси. Я заостряю несколько моментов. Во-первых, медийные обвинения медийных людей без доказательной базы – и грустно, конечно, что все на это ведутся. Это характерно и для России тоже. Как говорится, СМИ ничего доказывать не должны. Доказательство у нас – актер Пупкин, который и поведал эту историю. А если он врет? В конце концов, у Моники Левински хотя бы платье осталось с «воспоминаниями» о Билле Клинтоне. Поэтому там дело дошло до какой-то логической развязки в виде практически процедуры импичмента. А здесь новые реалии XXI века показывают, что достаточно «просто сказать». Это то, что в пиаре называется «присоединенное событие», когда более мелкий предмет раскручивается за счет того, что пристегивается к известному. Это то же самое, как «слесарь Петров решил подать в суд на Филиппа Киркорова» за то, что Киркоров сплагиатил у него какую-то песню. Потом выяснится, конечно, что слесарь ничего не писал, но это уже другая история.

Это – первое.

Во-вторых, мы говорим, что американское общество больно, потому что они вдруг решили стать какими-то квазипуританами, и там нельзя ничего. То есть следующий ход – это установление каких-то чипов в мозг, и если ты даже просто подумал о ком-то, то тут же, видимо, должен заплатить штраф.

И третий момент. У нас было принято ругать советскую власть, цензуру – рассказывать про фильмы, которые лежали десятилетиями на полке, о том, как вымарывали какие-то сцены из фильмов. Говорили, что Советский Союз ужасный! И вот вам свободная демократическая страна, в которой убирают фильмы, вырезают сцены, готовы переснять целый кусок фильма, чтобы убрать актера, который даже ничего не совершил, он даже не осужден, да и суда-то никакого нет. Из телевизионных передач, юбилейных съемок, новогодних концертов все массово удаляют кадры со Спейси. Так, например, отложили премьеру уже отснятого фильма Ридли Скота, чтобы сцены с Кевином Спейси… переснять.

Свобода творчества? Чем это вам не 30-40-е годы ХХ века в нашей стране, когда на фотографиях аккуратно закрашивали черной краской фамилии «врагов народа», как будто их не существовало? Это просто стыд и позор!

А главное – это уже даже не двойные стандарты, это вообще не пойми что, потому что один из известнейших и значительнейших современных кинематографистов, лауреат всех премий, какие только бывают, Роман Полански реально изнасиловал несовершеннолетнюю девочку. Более того, прошу заметить, что некоторые источники сообщают о целом ряде преступлений режиссера в отношении несовершеннолетних, и даже доказательства имеются. Правда, он  сбежал из Штатов. Но удивительно, что никто ему не запрещал снимать фильмы один за другим. Фильмы, безусловно, впечатляющие, яркие. В 2002 году он снял «Пианиста», получившего «Оскар», а совсем недавно режиссер выпустил свою 21 картину «Основано на реальных событиях».  И таких историй тьма. Есть человек, в отношении которого есть реальная «уголовка», но ему ничего: живет себе, делает успехи в карьере, развивается... А здесь доходит до абсурда. Смотришь на это всё – и голова идет кругом.

Каждый раз в финале остается вспоминать знаменитую детскую шутку, вернее вопрос из анекдота: «И эти люди запрещают нам ковырять в носу?».

Вся эта публика рассказывает нам про «ужасную цензуру в России», о том, что у нас нет свободы слова, о том, какой у нас творится «правовой беспредел» – видят соринку в нашем глазу, а бревно у себя замечать не хотят.