Школа технического творчества Integer под руководством 22-летнего предпринимателя стала новым резидентом Омского бизнес-инкубатора.
– После окончания университета вы рассматривали популярный ныне вариант «покинуть Омск»?
– Начнем с того, что я родился и провел детство в Бурятии, в поселке городского типа. Приехав в Омск, я смотрел на него не так, как многие мои сверстники – коренные омичи. Мегаполис, много театров – все это было недоступно мне в родном поселке. Мои знакомые, которые родились здесь, порой позволяли себе критиковать этот город. Мне такая позиция не близка. К тому же, если говорить о выбранной мной сфере деятельности, в Омске конкуренции почти нет. Если поехать в ту же Москву, конкуренция будет куда больше.
– Но даже в Омске робототехникой занимаются и в других образовательных учреждениях.
– Дело в подходе. Одно дело, когда закупаются готовые наборы конструктора и детей учат скреплять между собой детали по инструкции. Здесь нет технического творчества как такового, я же хочу преподавать детям именно его, развивать у них самостоятельность, нестандартное мышление. Поэтому я решил внести свою лепту, занять нишу образовательной электроники и робототехники.
– Почему вы приехали учиться именно в Омск? И были ли у вас тогда планы создать свой бизнес?
– Первоначально я думал, что буду работать на железной дороге. Тогда эта сфера казалась максимально привлекательной и стабильной, к тому же в поселке все крутилось вокруг железной дороги, и те, кто трудился в этой сфере, оказывались в выигрыше. Я искал город, где есть подходящая специальность и по возможности живут родственники. Так и попал в ОмГУПС, из которого выпустился дипломированным инженером автоматики и телемеханики. Но работа на железной дороге уже виделась в ином свете: горы бумажной работы, обилие начальников на одного подчиненного. А мне хотелось свободы.
– Это довольно смелый шаг – сразу же после вуза, без всяких «перевалочных пунктов», пойти в бизнесмены.
– Люди затягивают с открытием бизнеса по разным причинам. Кто-то боится бумажной волокиты, кто-то беспокоится, что «не потянет» предприятие финансово. Но сейчас в открытом доступе можно найти много статей и видео, посвященных тому, как вести свое дело. Я тоже боялся бумажной волокиты, но, когда коснулся этой темы, оказалось, в этом плане все довольно приветливо и дружественно, развиваются онлайн-сервисы, можно вести электронный документооборот. Сейчас я волен сам выбирать, когда прийти на работу, чем заниматься. Я ценю, что мои навыки и знания могут кому-то приносить пользу. Я не тружусь ради блага какого-то «дяди», я воспитываю младшее поколение – возможно, из этих детей тоже однажды вырастут предприниматели. Мне важно, чтобы работа была для меня интересной. Так я могу выкладываться на все сто. Отсюда вытекает и остальное – финансовое благополучие, независимость.
– А на этапе открытия бизнеса вам удалось проявить финансовую независимость?
– Первоначальный капитал я накопил самостоятельно. Несколько лет подряд работал проводником от студенческих отрядов в период летних перевозок, накатывал много часов, так удалось накопить необходимую сумму. Очень помог бизнес-инкубатор: мы выиграли в конкурсе на аренду помещения, на которое претендовали пять начинающих предпринимателей. Благодаря этому вместо стандартных 15-20 тысяч за аренду офиса мы платим всего 3. Договор с бизнес-инкубатором заключается на три года, в последующие годы стоимость аренды для нас будет расти, но не катастрофично. На старте крайне сложно найти достаточно учеников, которые уже на первом этапе обеспечивали бы нам финансовую независимость. В этом плане льготная аренда нас очень спасает. Помогает также Центр поддержки предпринимательства, который регулярно проводит семинары. Еще один приятный момент: бизнес в образовательной сфере попадает под так называемые «налоговые каникулы», и до лета 2019 года мы освобождены от этих платежей. Это касается предпринимателей, зарегистрировавших ИП впервые.
– Кто воспитал вас «юным электроником»?
– У дедушки была мини-лаборатория, и я с детства полюбил запах канифоли, который можно почувствовать при пайке. Буквально с двух лет я вдохновлялся работой дедушки. Двое его сыновей – связисты, занимаются электроникой. А моя мама – учитель начальных классов. Она мне очень помогает, ведь я не педагог по образованию. Прежде чем опробовать что-то новое с детьми на уроке, советуюсь с ней, как это сделать лучше.
– А штатный сотрудник, отвечающий за педагогическую составляющую, у вас есть?
– Администратор Анастасия окончила ОмГПУ, мы работаем с ней в тандеме, создаем образовательные программы. На ней – методическая часть. Я рассказываю об основах электроники, Анастасия думает о том, как это лучше объяснить детям, как оформить программу по государственным стандартам и т.д. Возможно, и я в будущем пройду какие-то курсы с педагогическим уклоном, которые позволят мне эффективнее взаимодействовать с детьми.
– Как вы узнали, что на ваши услуги будет спрос?
– Изначально я создал онлайн-ресурс – канал на YouTube. Я занимался программированием и сборкой макета «умного» дома, выкладывал образовательные видео. Было множество комментариев, причем от людей разного возраста – от 10 до 60 лет. Люди интересовались, просили рассказать больше, и я записывал ролики. Примерно через полтора года на канал уже было подписано более 15 тысяч человек, и после этого я задумался об открытии оффлайн-школы.
– А взрослых вы принимаете?
– У нас есть несколько возрастных групп: 7-9, 10-13, 14-16 лет. Есть и ученики постарше – парень и девушка 22-х лет. И это не предел. К сожалению, у старшего поколения есть стереотип, что любая школа – это для детей, но у нас есть программы обучения для всех возрастов. Сейчас у нас 16 человек, и мы планируем довести это число до 50-60.
– Сколько длится обучение? Как детям пригодятся полученные навыки? Наверное, больше всего робототехникой интересуются мальчишки…
– Интересно, что первыми ученицами были девочки. Конечно, мальчиков больше, но девчонки тоже есть. Всего у нас три образовательных ступени, каждая рассчитана на один учебный год. Первый год – знакомство с основами электроники и схемотехники. Разбираем, как устроено электричество, собираем простые схемы, учимся паять и затем плавно переходим к программированию – это уже второй год. Сначала – в графических средах: из готовых блоков составляет программы, по которым работает устройство. Например, робот, который может выполнять определенные действия. Как только дети видят этого робота, они загораются, хотят сделать такого же! Занятие длится полтора часа, и даже не нужно никакого перерыва – настолько ученики вовлечены в это. Третий год – это программирование в среде разработки, написание программного кода своими руками. Даже если ребята не станут инженерами, знания им пригодятся. Дети понимают, как устроен мир, как устроено электричество, почему нельзя браться за оголенные провода. Однажды они починят дома электроприбор – даже девушка сможет починить отваливающуюся розетку.
– Дети приходят к вам сами, или их приводят родители?
– Одного мальчика привела мама, причем он плакал – но на следующее занятие пришел уже без слез. Ему понравилось! Другой мальчик ходит сам, его маму мы даже не видели, она лишь подписывает документы и передает деньги за обучение. Многие родители хотят «вытащить» своих детей из соцсетей, в которых они проводят чуть ли не все свое время. В Школе мы учим прежде всего работать руками, знакомим с инструментами – отверткой, пассатижами, кусачками. Скручиваем провода, собираем платы и схемы, дети развивают мелкую моторику, получают технические навыки. У нас есть мальчик, который ходит во множество кружков и секций – воскресенье было у него единственным выходным, но теперь и оно занято. По моему опыту, такие дети обычно активные, общительные, им все это интересно. Вообще дети, которые ходят в кружки и секции, и те, которые просиживают все свободное время в соцсетях – совершенно разные люди. Так что еще одна наша задача – помочь им переместиться из виртуального мира в реальный, найти в нем себе дело по душе.