Новый судья продолжает процесс над экс-начфином омского УМВД. (ИЗ ЗАЛА СУДА)

Очередное заседание по делу Ирины Старовиковой состоялось сегодня в Первомайском суде. Напомним, дело рассматривают заново с участием нового судьи Игоря Шевченко. Прежний служитель Фемиды Владимир Сергеев ушел в отставку.

Бывшей главной финансистке регионального УМВД вменяют превышение служебных полномочий и получение взятки в особо крупном размере. Предполагается, в 2008-2015 годах она получала «откаты», помогая знакомому предпринимателю выигрывать госторги на поставку УМВД различных услуг и товаров.

Сегодня в качестве свидетеля был вызван Валерий Хинко, ныне пенсионер, а до 2015 года сотрудник отдела маркетинга и размещения заказов УМВД по Омской области.

Он рассказал, что в 2013-2015 гг. занимался аукционами на организацию питания в подведомственных УМВД учреждениях города и области - ИВС (изоляторов временного содержания) и спецприемника.

По словам Хинко, когда в течение месяца желающих заняться поставками не нашлось, один из его непосредственных начальников Александр Беккер поручил связаться с человеком по фамилии Ашерсон.

– Он у нас занимался уборкой территории, я его знал по имени, как Игоря, - пояснил свидетель. - Ашерсон подошел ко мне сам, я ему предоставил нормы питания, сколько нужно, обозначил срок исполнения заказа.

Затем Хинко подготовил рапорт на проведение аукциона, расчеты на одну порцию, рассчитав среднюю стоимость по другим коммерческим предложениям нашего города, а также по аналогичным заказам в соседних регионах. При этом Старовикова и еще одна сотрудница ЦФО Вдовина согласовывали цены.

– Первый контракт проходил по федеральному закону №94, чтобы он состоялся, была нужна одна заявка, её и передала Ирина Джоновна, просила написать, что она соответствует требованиям, иначе, мол, кормить ИВС будет некому. Поскольку Ашерсон бывал в кабинете Старовиковой – отказывать я не решился, – продолжил Хинко.

Часто он наблюдал, как Ашерсон появлялся в здании областного УМВД, общался то со Старовиковой, то с Беккером. По мнению мужчины, разговаривали они так, будто были давно знакомы: «тепло беседовали» в коридорах, а Старовикова закрывалась с Ашерсоном у себя в кабинете...

Когда первый контракт истек, встал вопрос о необходимости нового. Этот аукцион проходил уже по ФЗ-44, и заявок нужно было две. Начфин начала активно интересоваться, появится ли вторая, а Беккер позвал Хинко к себе и сказал: «Ашерсон кормит нас в долг, надо, чтобы он победил». Действительно, «наели» чуть больше, и эту сумму пришлось оформлять в дополнительное соглашение. Вторая заявка, кстати, появилась, но от кого – свидетель точно не помнит, предполагает, что это могла быть другая фирма Ашерсона. Первая всё также поступила от его ООО «Комбинат питания».

– Так почему же вы выполняли указания Ирины Старовиковой, полагая, что они могли оказаться не совсем законными? - спросил судья.

– Ирина Джоновна обладала в УМВД таким влиянием, что я мог оказаться без работы и пенсии! – заявил Хинко. – Я как-то осмелился спросить: а если победит не Игорь? Старовикова ответила: «Ашерсон услуги оказывает хорошо, менять его не надо!».

Затем в дело вступили адвокаты. Их у бывшей финансистки, как известно, целых три. Она сама и защитники начали задавать во множестве вариаций вопросы, суть которых в основном сводилась к следующему: кто делал и утверждал расчеты, кто и как контролировал выполнение заказов, считали ли вы указания начальства незаконными?

– Вы пытаетесь услышать то, что хотите, и воздействуете на свидетеля, – отрезал судья Шевченко. – Ведите себя адекватно. Накопите предупреждения – будет применена мера денежного взыскания либо удаление из зала до прений или последнего слова.

Однако адвокаты снова развернули масштабный диалог с Хинко.

– Выводы о «Комбинате питания» вы делали самостоятельно, руководствуясь наблюдениями за тем, что Старовикова и Ашерсон знакомы?

– Нет, меня ориентировал Беккер на Ашерсона.

– Что значит «ориентировал»? Мы что, в клубе спортивного ориентирования?

– Ориентировал меня, чтобы я максимально содействовал победе Ашерсона на аукционе. Старовикова давала понять, что поставщика мы менять не будем, т.к. жалоб нет.

– Вам известно, что Старовикова, будто бы обладая неким влиянием, могла содействовать чьему-либо увольнению?

– Говорить за всех не хочу, но лично я боялся за себя.

– Как охарактеризуете Ирину Джоновну – как человека и руководителя?

– Жёсткая, влиятельная, не прощающая неподчинения... девушка.  Но моё мнение – это моё мнение. А работа – есть работа.

Поскольку свидетель не до конца помнил некоторые детали событий двух-трехлетней давности, судья согласился на ходатайство стороны защиты – огласить ранее данные Хинко показания, зафиксированные в томах уголовного дела. Это и заняло оставшееся время процесса, который длился более трех часов.