В прошлом году в материале «Некоронованные короли» я рассказал читателям «БК» о лидерах нашего списка влиятельности. О тех, кто в Омске может позволить себе запросто «плевать» в чашку с губернаторским кофе. Пальма первенства тогда была, как говорится, без вариантов, отдана олигарху Мореву – владельцу предприятия, процветающего на государственных оборонных заказах, в котором, кстати, 30% принадлежит омскому правительству.
Сейчас мы уже знаем, что двери правительства Омской области и других государственных органов, в том числе и правоохранительных, Морев открывал пинком еще при Полежаеве. Уже тогда в бизнес-кругах он пользовался славой человека, с которым связываться опасно: жестокий, беспринципный, системный... Есть свои «решалы» в прокуратуре, ФСБ и других правоохранительных органах. Поговаривали даже о его связях с криминалом... Мол, все эти люди – прокурорские, судейские, фсбэшные и «пацаны» – «отрываются» в моревском ресторане «Пеликан», только в разных залах. Тогда в это с трудом верилось.
Впервые Морев попал в объектив журналистов «БК», и весьма конкретно, в прошлом году. О похождениях этого господина мы писали достаточно много. Рассказывали о вещах, которые просто в голове не укладываются. К примеру, о жилом небоскребе в 64 этажа, который он вознамерился возвести на месте почти уже уничтоженного дома коменданта Омской крепости де Граве, где когда-то гостил Достоевский. О моревских «решалах», ломавших назаровских министров и тех, кто отвечал за охрану государственных памятников, требуя выдачи разрешительных документов на строительство высотки на территории уникального для всей России исторического архитектурного ансамбля плац-парадов... В самом сердце Омской крепости!
«300 лет – не история», – эту фразу приписывают Мореву люди из его окружения. – Настоящая история начинается с нашего агрегатного завода. А вот то, что вы называете историей, мы сносим ночью... Загоняем технику и сносим! И делаем это под окнами прокурорского дома».
Чушь, наговоры... Ну а тогда как быть с фактами? Ведь Морев в самом деле снес ночью на территории ансамбля плац-парадов историческое здание начала двадцатого века, примыкавшее к казарме омской крепости, в котором до этого размещался городской вытрезвитель, переданный в 80-х облисполкомом музею Достоевского под развитие. И сделано это было, заметим, действительно под окнами областного прокурора Спиридонова, объяснившего корреспонденту «БК», что, мол, все законно, потому что там когда-то еще при Советах в послевоенные годы (временно, – примечание «БК») размещался цех агрегатного завода.
Так и хочется воскликнуть: «Браво, Анастас Павлович! Есть еще кому у нас защищать олигархов от государства, его великой истории и людей, в нем проживающих!» Но мы-то ведь требуем именно от вас уголовного расследования этого, по сути, гангстерского преступления.
А ТЕПЕРЬ ПРО «300 ЛЕТ... и новую историю». Вы, конечно, же уже видели моревский Кремль с башней, курантами и «кремлевской» стеной, выставленной прямо на тротуар улицы Герцена, которой олигарх отгородил гигантскую полупустую автостоянку.
Неужели с этого и должна, по Мореву, начинаться наша история? Вот с такого альтернативного Главного Центра Власти, где по замыслу новоявленного «диктатора» и должны приниматься важнейшие, в том числе и политические, решения. А все эти мэры, губернаторы, прокуроры и прочая, прочая, видимо, должны бегать у олигарха от ВПК «на посылках».
И ведь они действительно под ним бегают – губернаторы и мэры – что уже само по себе дикость. Помните, как Морев в союзе с коммунистами устроил переворот в Горсовете, пытаясь посадить одного из своих директоров-«единороссов» в кресло спикера? Чуть-чуть не хватило... Казалось бы, «Единая Россия» вместе с ее лидером-губернатором должны были привести в чувство несколько зарвавшегося олигарха, устроившего себя работать на собственном заводе «Высокие технологии» советником генерального директора Шишкина.
Увы, чуть позже Советник решает, опять же в союзе с коммунистами, вообще поменять губернатора-«единоросса» Назарова на «красного денди» Денисенко. В этом заговоре, о котором подробно рассказывал «БК», участвовали все «главари» омских «кланов». И, по некоторым данным, даже первый замгубернатора Новоселов. Результат мы знаем: кандидат от КПРФ не прошел.
Но вот теперь-то, казалось бы, отбившийся от олигархов омский губернатор Назаров должен был, по логике, разобраться с советником завода «Высокие технологии», где у правительства 30 процентов?
Опять, увы! Наш Виктор Иванович, добрейшей души человек, снова «снимает шапку». И, «кланяясь» вчерашнему «заговорщику» «в ноги»: «Покорнейше прошу вас, Сергей Александрович, взять на обслуживание банкеты Правительства в ваш ресторан. И не согласитесь ли вы опекать одномандатников нашей «Единой России» на выборах в Заксобрание?»
Когда-нибудь мы найдем ответ на вопрос, почему очередной неудавшийся «госпереворот» не только не сломал политическую и бизнес-карьеру олигарха Морева, но и позволил ему даже на собственном провале выиграть по-крупному? Смотрите, сегодня у него в омском Заксобрании целая фракция, не уступающая КПРФ, но в любой момент способная объединиться с оппозицией. И он по-прежнему с трехмиллиардного оборота завода несколько лет кряду платил в виде дивидендов в областной бюджет копейки – менее трех миллионов.
Но это было в прошлом году, когда наш герой «по праву» занял первую строчку в рейтинге влиятельности «БК». Тогда советник гендиректора не самого крупного омского завода оказался выше губернатора, мэра, а также омских силовиков-генералов.
ТЕПЕРЬ ЖЕ, ГОД СПУСТЯ, мы опускаем Морева куда-то на седьмую позицию. А возможно, даже и ниже. Спору нет, олигарх еще силен, влиятелен, также беспощаден к тем, кто пытается встать у него на пути... И все-таки это уже не тот Морев.
Я имел удовольствие живописать коллегам сценки из зала Первомайского суда, где олигарх от ВПК попытался оспорить выводы, сделанные мной в статье «Некоронованные короли» или «Кто плюет в чашку с губернаторским кофе» (БК №37 от 28.09.2016 г.). Для Морева это был, безусловно, унизительный, но, видимо, вынужденный шаг. Не исключаю, что обстоятельства вынудили его предоставить в какие-то высокие инстанции справку из суда о том, что он не «мафиози №1» в Омске. И что какой-то «продажный» журналист Сусликов его просто оболгал. Почему унизительный? Да потому, что Морев привык разбираться с «врагами» другими внесудебными способами.
Обратил внимание на толпу женщин, щебетавших в широком судебном коридоре. Потом оказалось, что это свидетели. И адвокат Морева убедительно просил судью Солодкевича выслушать этих женщин, своими глазами «видевших» «невыносимые» страдания, физические и нравственные, их руководителя Сергея Александровича. Тут же выяснилось, что сам Сергей Александрович долго терпел, надеялся, мол, все «рассосется»... А Сусликов все писал, а оно все не «рассасывалось». Потом была болезнь, лечение за границей, много денег потрачено...
Видимо, адвокат рассчитывал на то, что присутствующие на судебном заседании в этом месте его повествования обязательно достанут носовые платки.
– «А вы что думаете?» – спросил меня судья Солодкевич.
Вот ответ: «Мою заметку «Некоронованные короли», Ваша Честь, в журнале «Бизнес-курс» и на сайте «БК55» прочитали около 30 000 человек. Среди них, я это точно знаю, много таких, кто вообще считает истца Морева человеком без морали и принципов. Давайте мы тогда и этих людей пригласим в зал поговорить о нравственности или, точнее, о ее полном отсутствии».
Солодкевич ходатайство отклоняет. И адвокат Морева в полной растерянности: «А можно я скажу этим женщинам, чтобы они не ждали?» – «Идите», – сказал он ему.
Этот суд Морев проиграл, ему было отказано по всем шести пунктам. Позже апелляция, в целом оставив решение Солодкевича в силе, признает почему-то недостаточно аргументированным всего один пункт: «Таким образом, «Высокие Технологии» осваивают малую часть оборонзаказа, остальные деньги (по нашим расчетам – почти 2 млрд) уходят на частные «моревские» предприятия»: на АК «Омскагрегат», «ТехноПарк-Омск», «Сибиком», «Бизнес-технологии», «Центр сделок с недвижимостью», РИА «НДС», «ДиалогАвиаТрэвел» и т.д..»
Остальные пять позиций в апелляции устояли. И про «мафиози №1» тоже! Вот они:
1. Впервые за всю историю «Бизнес-курса» рейтинг влиятельности возглавили сразу два омских олигарха – Сергей Морев и Андрей Голушко. Вряд ли это можно считать сенсацией. Вакуум власти, образовавшийся при откровенно слабом губернаторе Назарове, естественным образом заполнили олигархические кланы. Пальма первенства здесь и сегодня, безусловно, принадлежит «моревско-голушкинскому» тандему.
2. Есть у нас такой сенатор Голушко (один из возможных хозяев «моревского общака»).
3. Воплощать подобные планы в жизнь без поддержки людей в погонах, конечно же, было бы самоубийством. Между тем факты, а их становится все больше, свидетельствуют о том, что Мореву, как и Березовскому, в «лихие 90-е» удалось создать внутри правоохранительной системы Омской области собственную спецслужбу, «поставляющую» на оппонентов олиграхов компромат и уголовные дела. Сегодня «моревские» не стесняются афишировать свои связи с СКР, прокурорскими или УФАСовскими, формируя образ босса прежде всего как омского мафиози №1. Такая психологическая обработка потенциального противника (у Морева все везде схвачено) сеет страх среди омских предпринимателей, чиновников и политиков... И во многом объясняет «успехи» омского олигарха.
4. И все-таки истоки «моревщины» как таковой надо искать прежде всего в характере взаимоотношений омских областных властей с олигархом от ВПК Сергеем Моревым. А они, эти взаимоотношения, имеют все признаки, с одной стороны, ничем не прикрытого шантажа, а с другой – бесстыдной коррупции.
5. Уместен вопрос: куда смотрит омское правительство, являющееся собственником «Высоких Технологий»? Неужели не видит, что нас просто грабят средь бела дня?
Суд обязал меня выплатить истцу Мореву 10 000 рублей компенсации за физические и нравственные страдания. Полагаю, что этих денег хватит олигарху на носовые платки... Сопли вытирать!
КОНЕЧНО, ПРОИГРАННЫЙ СУД – страшный удар по самолюбию омского «диктатора» (такую характеристику в СМИ дал Мореву сажевый магнат Каплунат), который пока не привык никому проигрывать. Но, видимо, что-то пошло не так. Фортуна снова отворачивается от Морева, который накануне судебной тяжбы потерпел еще одно тяжелейшее и, конечно же, унизительное поражение. Ну как тут да «не запить горькую», если на глазах у всего честного народа возбуждается уголовное дело на твоего ставленника, без пяти минут мэра Омска Станислава Гребенщикова? И вроде все шло как по маслу. Такое шоу для омичей закатили! Это когда на фоне «народного голосования» и «оглушительной победы» Гребенщикова на подручном сайте «Омскинформ» ректоры омских вузов, а за ними КТОСЫ с профсоюзами и заводской молодежью, просят губернатора за Станислава Георгиевича. А сам губернатор Назаров публично заявляет, что ему с мэром Гребенщиковым, то есть с олигархом Моревым, будет комфортно.
Все коту под хвост! И самое обидное в том, что беда пришла с неожиданной стороны: от силовиков, которые вроде всегда «на привязи» были...
Полагаю, что именно здесь надо искать корни нового олигархического альянса Морева с так называемой «немецкой» группировкой Камерцеля-Шрейдера. Начало этому союзу было положено осенью прошлого года, когда при активном участии Морева был реализован план «черного» передела рынка наружной рекламы в Омске. «Бизнес-курс» закончил расследование этого рейдерского преступления. Скоро мы подробно расскажем об этом, напечатаем «в фас и в профиль» портреты важных персон, обрушивших рынок наружной рекламы. У будущей статьи даже заголовок есть: «Омская «мафия» назначила ответственной за «черный» передел наружки спикера Совета Федерации РФ Валентину Матвиенко». Вряд ли она с этим согласится.
А сейчас важно обратить внимание на несколько весьма красноречивых деталей.
1. Реформа рынка наружной рекламы была вялотекущей, но до поры до времени честной. Да, мэрия не подготовила схему размещения рекламных конструкций, хотя обязана была это сделать к 2014 году. Но аукционы мелкими лотами все-таки проводились, и участвовать в них мог любой игрок рынка, которому приглянулось то или иное место. Это были как мелкие, так и крупные компании-инвесторы.
Примечательно, что на этом этапе наиболее ожесточенная борьба за лоты, совпавшая по времени и с политическим противостоянием на выборах в Заксобрание, разворачивалась между «камерцелевскими» и «моревскими». И эта борьба была жесткой, непримиримой. А потом Морев при прямой поддержке весьма влиятельных персон вдруг посчитал и решил смешать карты. Мотивы его поступков сейчас очевидны. Слишком дорого обходилась конкурентная борьба за ту или иную конструкцию. Логика подсказывала: удешевить процесс взятия рынка можно только одним путем – максимально укрупнив лоты, отсекая тем самым большинство участников рынка, способных инвестировать в него более 100 млн рублей дополнительно. Реально бюджет потерял на конкурсах эти 100 миллионов. Но вот парадокс: омичам этот, по сути, гангстерский захват и обрушение рынка олигархами - мэры, прокуроры, уфасовцы преподнесли как особую свою заботу о наполнении городского бюджета.
2. Как известно, все самые грязные дела делаются в пятницу и в августе, когда первые руководители города и ведомств находятся в отпуске. Именно в августе 2016 г. откуда ни возьмись появляется схема размещения рекламных конструкций, неизвестно где и кем составленная. И тут же назначаются сроки нового аукциона. При этом его участникам дается всего три дня ознакомиться с содержанием гигантских лотов общей сложностью на тысячу мест и стоимостью более чем в 100 миллионов рублей. Как вы себе это представляете? И тогда же Морев заявляет, что два суперлота, по качеству в разы превосходящие все остальные, принадлежат ему и его новосибирскому партнеру.
Парадокс, но «камерцелевские» согласились тогда на эти объедки с барского моревского стола. Но вряд ли они об этом забыли. И маловероятно, что они ему это еще не припомнят.
3. Морева сгубили две вещи: злоба и жадность. Ни для кого не секрет, что денег взять еще и другие лоты у Морева не было. Но он нашел «кошелек», которым и ранее пользовался. Речь идет о сажевом магнате Каплунате, большом любителе публично рассуждать о необходимости защиты бизнеса от власти и «кланов»... И также охотно раздающего советы о нежелательности сделок с дьяволом. И вот именно этот омский полуолигарх с дурными сажевыми, а в нашем случае «грязными» деньгами, ссуживает Мореву десятки миллионов на захват лотов профессиональных игроков, создававших свои компании в течение 20 лет.
4. Что из этого получилось? Сегодня в кулуарах люди, умеющие делать большие деньги, как говорится, в тишине, посмеиваются над впк-шным олигархом: стоило ли тратить сотню миллионов, чтобы отбить пять? И при этом нести такие тяжелейшие репутационные потери?
ЕЩЕ ОДИН ПАРАДОКС. Наблюдатели наверняка помнят о прошлогодних выборах в Заксобрание, проходивших под лозунгом «Не пущать «камерцелевских»!» Против бывшего генерала объединились все омские элиты: Голушко, «полежаевские» вместе с Артемовым, Каплунат и, конечно же, Морев, который стал едва ли не знаменем этой бескомпромиссной борьбы с кланом Камерцеля-Шрейдера.
И вот этот знаменосец вдруг уступает некоему Павлову, «наследнику» камерцелевской бизнес-империи, 30 процентов в компании, ставшей по итогам аукциона практически лидером рынка наружной рекламы.
Камерцелевский сподвижник и руководитель компании «Кабельные сети» Павлов, как свидетельствуют источники, прокомментировал это так: «Мы не просто «отжали» у Морева 30 процентов, мы сделали его своим союзником».
И ведь это оказалось правдой. Мы уже несколько месяцев кряду наблюдаем если не любовь, то объятия, так сказать, на публику вчерашних политических конкурентов. Речь идет о новом олигархическом союзе бывших непримиримых врагов Морев-Камерцель-Шрейдер, совпавшем по времени с выборами нового мэра и депутатов Городского совета. Увы, жизнь политической бизнес-элиты в Омске аморальна и беспринципна.
И в этом, конечно же, трагедия омичей, которым господа Камерцель и Морев сперва едва ли не посадили в кресло мэра Станислава Гребенщикова, а теперь, прорвавшись в Горсовет от «Единой России», как бульдоги под ковром, рассадили на ключевые места подконтрольных «кланам» людей.
НО УЧАСТЬ МОРЕВА, ставшего на свою беду соучастником наряду с «милицейским» кланом еще одного провинциального «госпереворота», не завидна: теперь уже он становится получателем объедков с барского стола «камерцелевских». И вряд ли у него есть какая-то другая перспектива. Морев всегда мог мобилизовать коммунистов под свои цели, но маловероятно, что этот его ресурс будет востребован Шрейдером, у которого и так прекрасные отношения с лидером КПРФ Кравцом. И денег у них больше. И связи в силовых структурах серьезнее. Здесь и первые замы в облпрокуратуре, и замы генпрокурора Чайки, и оставшиеся связи генерала Камерцеля в министерстве внутренних дел.
Добавим сюда еще одну проблему Морева: он наверняка находится на крючке не только у правоохранителей, но и на заметке в Кремле. В таких условиях ему остается только «патроны подносить» новому могущественному клану, который, кстати, может сдать его в любую минуту. У них есть такой опыт.
«БК» будет и дальше наблюдать начавшийся закат империи некогда всесильного омского «диктатора».
Сергей Сусликов
P.S. Весь спецпроект «300 влиятельных омичей» можно прочитать в спецвыпуске журнала «Бизнес курс» БК-РЕЙТИНГ-ЛИЦА №37-38 от 27.09.2017 г. Заказать номер с доставкой можно спецкурьером в офис (т. 399-081, 399-082).