Перевозчик, активно отстаивающий свои права и интересы коллег, поделился с «БК55» мыслями о том, что происходит с общественным транспортом в Омске.
– Евгений Геннадьевич, в комментариях к интервью «БК55» с Михаилом Федоровым вы пообещали, что в «день Х» сможете устроить всех водителей автобусов малого класса. Где будут работать все эти люди, если все эти «Нэксты», «Форды» и «Мерседесы» ликвидируют из маршрутной сети?
– Это все повторяет историю начала 2000-х, когда в Омске произошла первая транспортная реформа. Тогда на город установили квоту для «газелей» – 1557 штук – а остальные объявили вне закона. Но людям, работавшим на этом рынке, нужно было куда-то идти. И мы придумали альтернативные буквенные маршруты, которые избавили водителей от штрафов. Такие маршруты просуществовали довольно долго, поэтому и в этой ситуации есть варианты. Я бы просто не хотел их в данный момент озвучивать, потому что «предупрежден – значит вооружен».
Сейчас мы набираем около 30 машин для запуска пилотного проекта. Посмотрим, какие к ним будут претензии, устраним все недочеты, и после этого, надеюсь, проект заработает в масштабе всего города. Мы не нарушаем закон, мы используем его в свою пользу.
– Недавно минпром отказал вам в выдаче лицензии. Можете рассказать об этом подробнее?
– Это не лицензия, а разрешение. У меня есть несколько «газелей», переоборудованных в коллективное такси, на которые уже есть разрешения на перевозку. Но периодически у министерства возникает какое-то изменение настроения – по-другому это назвать нельзя, – и сегодня они могут дать разрешение, а завтра на такую же машину могут не дать.
Должна же быть какая-то правовая неопределенность, чтобы человеку прогнозировать свои действия? Я беру машину в аренду, готовлю документы, несу затраты и в итоге получаю отказ. При этом точно такие же машины у меня уже ездят с разрешением как коллективное такси. Теперь мне говорят, что это автобус, хотя раньше «газель» им не являлась. Это какая-то блажь господина Лазуткина: хочу выдам, хочу не выдам. Все происходит не по закону, а так, как он захочет.
Сейчас разрешения либо вообще не выдают, либо выдают после скандала. У кого-то арестовывают машины, а у кого-то машины вообще не проверяют. Вот такой министерский подход. При этом все инициируется одним человеком – Алексеем Лазуткиным.
Востребованный 322-й маршрут закрыли. Сегодня мы сделали коллективное такси, работающее на этом маршруте, и работаем на благо людей, в отличие от департамента. Да, машин сейчас мало, но это как раз из-за того, что разрешения нам перестали выдавать.
– У вас все же есть разработанная новая маршрутная сеть для Омска?
– Я давно профессионально занимаюсь организацией маршрутов, в том числе и 322-го маршрута. В том виде, в котором он сейчас существует, придумал его я. Те же «эмки» и «энки», одна из которых стала 514-м маршрутом, открывал я. В свое время я писал обращения на имя мэра, губернатора, общался с Бондаревым, Компанейщиковым, Парыгиной, Айтхожиной, со всеми министрами транспорта и их заместителями, которые у нас были за последние 5 лет. Уже тогда я говорил, что нам нужна новая маршрутная сеть, и мы готовы были ее разработать, но это никому не было нужно.
В 2015-м году я подготовил на шести листах предложение по сокращению маршрутов и представил его Масликову. Те изменения, которые произошли в начале 2017-го в основном произошли по моему анализу. Я подсчитал, какие маршруты дублируют друг друга, сколько из-за этого теряют денег муниципальные предприятия, и сколько денег они получат после реорганизации. После этого они выпустили изменения под своим именем, но предложения выхватывают, не углубляясь в суть проблемы. Я предлагал изменения в комплексе, от которых был бы эффект. По отдельности это не работает.
Я предлагал сделать «подвозящие» маршруты, которые бы работали на небольших расстояниях на окраинах города, а в центре работало бы всего несколько магистральных маршрутов. При этом «подвозящие» были бы короткими и дешевыми, а значит были бы популярными.
Они разработали новую маршрутную сеть, сохранив все те же маршруты, только изменив на них пассажировместимость, сократив количество машин и увеличив интервал движения. Вместо «Фордов» и «Пежо» омичам придется ездить по 60 человек в пазиках. Там три человека в проходе стоит – уже тесно, а должно стоять 40, по их подсчетам. Это изначально неправильный подход, потому что доступность – это когда минимальное время человек проводит в пути, а тем более на остановке. А они хотят, чтобы 10-15 минут стояли и потом утрамбовывались в полные пазики.