Разрабатываемый уже два года законопроект наконец внесут на рассмотрение в Госдуму. Но у бизнесменов уже есть к нему замечания.

Сегодня, 19 октября, пройдут парламентские слушания, на которых новый законопроект презентует министр экономического развития Максим Орешкин.

Если документ одобрят, органам контроля и надзора запретят проверять российские компании (и омские, в частности) на основе устаревших требований, разработанных еще в СССР и РСФСР. Журналисты «РБК» ознакомились с основными пунктами проекта ФЗ о государственном и муниципальном контроле и надзоре.

Как сообщает издание, законопроект изменит критерии оценки деятельности надзорных органов. Если раньше они были «палочными» (количество проверок и объем штрафов), то теперь должны стать  риск-ориентированными. «Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация государственного и муниципального контроля на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающие грубые нарушения законодательства», – цитирует rbc.ru фрагменты из пояснительной записки к документу.

Власти не смогут осуществлять проверку в отсутствие руководителей компаний. Кроме того, незаконными будут требования инспекторов предъявить документы, не имеющие отношения к предмету контроля, или изымать их оригиналы. Также наложат табу на «демонстрацию» разрешительных документов, которые и без того уже есть у других госорганов.

В оценке продуктивности контроля и надзора планируют ввести  систему  KPI – ключевых показателей эффективности (англ. Key Performance Indicators).
Среди таких может быть, например, материальный ущерб, причиненный гражданам, компаниям и государству, ущерб конкуренции.

«Необходимо обращать внимание на то, кто может пострадать из-за нарушения обязательных требований, а также на предшествующую историю работы организации», – пояснил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

Будет введена градация контролирующих мероприятий: проверка, плановое обследование (в отношении особо охраняемых природных территорий, исключительных экономических зон), мониторинг (на основе фото и видеонаблюдения и отчетности), контрольная закупка  и постоянный госнадзор (только для высокорискованных предприятий, опасных производств, объектов, где применяется атомная энергия, и т.д.).

Бизнес-омбудсмен Борис Титов высказался за законопроект, но озвучил одно из замечаний: в нем прописано понятие абстрактных «охраняемых законом ценностей» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, исторические и научные объекты, на минимизацию вреда которым, согласно проекту, и должен быть направлен надзор).

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин заострил внимание на недостаточном  акценте на защиту прав предпринимателей и неточности формулировок. Кроме того, некоторые виды контроля выведены из законопроекта, например, строительный, за использованием средств госкорпорациями, криптографической и инженерно-технической безопасности, который осуществляет ФСБ, а также налоговый, валютный и таможенный.

Закон должен касаться всех видов контроля, кроме «очень специфичных», атомного надзора или оперативно-розыскной деятельности, считает Титов.
 
Сейчас 75% проверок компаний из сферы  бизнеса – внеплановые. Предприниматели ратуют за то, чтобы законопроект утвердил конкретный и исчерпывающий список оснований для них.  «Контролирующие органы стали активнее применять так называемые предпроверочные мероприятия, например, «административные расследования», которые проверкой не являются, а по факту ею оказываются», – цитирует «РБК» главу Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина.