Таковы результаты свежего исследования, показавшего: по части теплых чувств со стороны жителей Омск проигрывает другим городам, в которых, согласно мнению со стороны, «тоже пыльно, тоже грязно».
На сегодняшней пресс-конференции была представлена «Карта социальной активности бизнеса Омской области», которую по заказу нескольких омских клиентов разработал Центр социального проектирования «Платформа» (Москва). Исследование, результаты которого легли в основу карты, проводилось омским маркетинговым агентством «Делфи», учитывалось как мнение населения, так и точка зрения местных экспертов – экологов, социологов, бизнес-аналитиков, представителей вузов и др.
Специалисты сопоставили социальную активность бизнеса, ее заметность и оценку жителями города. В телефонном опросе участвовало 1000 омичей, в экспертном интервью – 30 профессионалов из разных сфер.
– Мы задали респондентам вопрос: «Любите ли вы свой город?» И мы увидели очень интересные данные, которые для наглядности сравнили с другими городами. Омск в этом смысле выглядит не так оптимистично и радостно на фоне других городов. Только 49% омичей уверенно сказали: «Да, мы любим свой город». 31% опрошенных предпочли вариант «Скорее да». Я в этом вижу некую маневренность: вроде как люблю, но могу и перескочить в другое состояние. Варианты «Скорее нет» и «Нет» набрали в целом 18%, это в разы больше, чем в других городах. Эти показатели меня повергли в шок, – делится генеральный директор маркетингового агентства «Делфи» Евгения Климанова.
Для сравнения, в Тольятти твердое «Да» выбрали 77% опрошенных, в Томске – 79%, в Перми – 83%. Варианты «Нет» и «Скорее нет» в этих же городах набрали 3, 2 и 1% голосов соответственно.
На вопрос «Связываете ли вы свое будущее со своим городом» 49% опрошенных омичей ответили «Да, мне нравится здесь жить». 31% респондентов остановился на варианте «Хотел бы уехать, но нет возможности». 16 % отметили, что делают «Все возможное, чтобы уехать из города». 5% ответить затруднились. «Достаточно нерадостное соотношение: практически половина омичей рассматривает в той или иной степени возможность уехать», – прокомментировала Евгения Климанова.
Этот результат вновь оказался крайне красноречивым на фоне других городов. В частности, по критерию «миграционные настроения» эксперты сравнили Омск и Пыть-Ях (ХМАО). Авторы исследования отметили, что этот северный город в принципе воспринимается исключительно как временное место жительства. Но даже Пыть-Ях набрал 60% респондентов, связывающих будущее с этим городом, против омских 49%.
Исследователи также выяснили, что главная болевая точка Омска – состояние городского пространства. Самым популярным ответом на вопрос «Чего не хватает лично вам?» стал вариант «Уличного благоустройства». При этом варианты, связанные с уровнем заработной платы и достойными рабочими местами, не вошли даже в тройку лидеров по популярности. «Создание визуального образа «хорошего Омска» – возможный репутационный актив, – пишут авторы исследования.
– Мы побывали в большинстве городов, которые мы приводим для сравнения. Мы глубоко убеждены, что ничего драматичного нет, что ситуация в тех городах не сильно отличается. Мне кажется, есть такой элемент, когда нагнетается мысль «у нас все плохо», среда сама себя начинает убеждать через разных своих участников, и так формируется устойчивый стереотип. Мы не хотим сказать, что все замечательно, мы хотим сказать, что в ряде городов, в которых мы побывали, тоже пыльно, тоже грязно, тоже плохие дороги…, – высказался по этому поводу генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
«Мы просто там не бываем, у нас только Москва и заграница, вот и сравниваем», – полушутя заметил присутствовавший на обсуждении эколог и общественник Сергей Костарев.