Картина получилась безрадостная, хотя открыто «мочить» экс-губернатора никто не собирался.
Состоявшаяся позавчера первая встреча нового губернатора Омской области Александра Буркова с «общественностью» и прессой – это хороший повод, чтобы попытаться понять, какой же видят ситуацию в нашем регионе первые лица страны. Ведь если даже кандидата на высокий пост подбирал всего лишь замглавы администрации президента Сергей Кириенко, то само принципиальное решение заменить Назарова на кого-то другого принадлежит лично Путину. И если оно было принято, значит, кто-то наверху понял, что положение дел в Омской области критическое.
Понятно, что законы жанра не позволяли прямо объявить: «Виктор Иванович не справился, я его увольняю». Во-первых, это противоречило бы негласным правилам общения внутри наших властных элит; во-вторых, Назаров – всенародно избранный губернатор, и теоретически только жители Омской области имели право решать, работать ли ему дальше. Поэтому от старого губернатора мы услышали не вызывающую доверия историю про «сугубо личные причины», а от нового – дежурные слова благодарности и упоминание абстрактных заслуг. «Он вступил в должность в непростое время, но сумел сделать многое», – рассказал омичам Бурков, особо не уточняя, что он имеет в виду.
Речь нового главы региона стала намного информативнее, когда он заговорил о принимаемом им наследстве. Характерно, что речь шла исключительно о... потенциале.
– В Омской области есть возможности для экономического роста, – рассказывал Бурков. – За Омской областью будущее российской промышленности... У нас есть возможность совершить социально-экономический рывок...
Возможности, значит, есть – но почему они не реализовывались при предыдущем губернаторе? Чем он вообще занимался целых 5 лет? Рассказать об этом Бурков, конечно, не мог. Зато он признал существование фундаментальных проблем, которые существуют в нашем регионе сейчас и которые, получается, надо признать итогами назаровского правления.
Проблема №1:
– Самое страшное, что молодёжь уезжает. Многие едут в Тюмень, Новосибирск, Москву... Чтобы молодежь здесь осталась, нужно решать вопросы доступности и качества образования, медицины.
Иными словами: «При моём предшественнике проблемы образования и медицины остались актуальными или даже обострились. Теперь их придётся решать мне. Омичи активно уезжают из родного города, потому что условия жизни здесь постоянно ухудшаются. Мне придётся с этим разбираться: ведь Виктор Иванович не смог».
Проблема №2:
– Не надо задаваться вопросом о том, в чьих руках собственность, как ее делить и куда перераспределять. Не в этом дело! Нам нужно объединиться... И главное: для всех должны действовать одинаковые правила.
Переведём с языка дипломатии на русский и это: «Я знаю, в Омске постоянно воюют друг с другом разные группировки. Делят влияние, делят собственность, пытаются использовать в своих интересах власть и отдельных её носителей, включая самых высокопоставленных. Меня прислали сюда, чтобы с этим покончить».
Проблема №3:
– Бизнес-структуры растут по финансовым показателям, а народ при этом нищает. Этого не должно быть!
Этот месседж наиболее популистский и, соответственно, наименее понятный с точки зрения целей говорящего. Но сейчас важно другое: новый губернатор констатирует, что в ещё одной сфере Виктор Иванович не справился со своими обязанностями. Не осилил роль главы проблемного региона, а потому оказался вынужден говорить о «сугубо личных причинах» и мило улыбаться, сдавая полномочия.
Впрочем, Назарову тоже дали слово, и он попробовал сказать хоть что-то в своё оправдание. Сначала рассказал о своих заслугах, причём перечень получился довольно курьёзным для человека, 5 с лишним лет возглавлявшего не самый последний регион огромной страны. «Продолжился диалог с гражданским обществом» (да-да, диалог получился вдохновляющий), «сохранено межнациональное спокойствие» (без этой темы в чиновных отчётах традиционно не обходится), «отремонтированы центральные улицы города». Последний пункт, пожалуй, лучше оставить без комментариев (поблагодарим Виктора Ивановича, что хоть про велодорожку рассказывать не стал).
И ещё одна интересная реплика прозвучала от нашего бывшего:
– Передавая регион новому руководителю, я понимаю, что ему будет непросто... – сказал Назаров.
Что это было – простое сочувствие от умудрённого печальным опытом коллеги, попытка оправдаться наличием «объективных обстоятельств» или предложение ко всем присутствующим подождать и увидеть, что у нового губернатора всё будет то же самое? Очень может быть, что и первое, и второе, и третье. Что ж, «ждать и смотреть» – это именно то, чем мы будем теперь заниматься. У нас есть новый губернатор и есть понимание того, что проблемы нашего региона замечены федеральной властью. Жаль, что страшно далека она от нас, и что очень много времени ей нужно для принятия правильных решений.
Хотя в том, что решение назначить Буркова было правильным, мы пока не уверены. Александру Леонидовичу предстоит доказать, что он сможет справиться со столь очевидными и столь острыми проблемами региона. Судя по услышанному нами, он знал, на что подписывается.