Замминистра здравоохранения Омской области рассказала, почему медобследования детей перед поступлением в спортивную секцию - не бессмысленная трата времени.
– Как в Омской области реализуется приказ Минздрава, по которому перед занятиями спортом ребенку нужно пройти медицинское обследование, почему омичи жалуются на огромные очереди, на сложности в получении справок?
– Эта работа по внедрению приказа была межведомственной, и в таком масштабном понимании она началась давно. Наша задача была очень сложной, приказ очень объемный. Сейчас у нас 40 тысяч детей занимаются спортом, из них половина должны проходить медицинское обследование 2 раза в год – и получается 60 тысяч дополнительных консультаций каждого узкого специалиста. Например, у нас в регионе кардиологов всего 39, и из них детских – третья часть. И им плюсом 60 тысяч детских посещений, это реально трудно, это дополнительная нагрузка.
Для того, чтобы весь этот процесс не был хаотичным, мы вместе с министерством молодежной политики, с минобром, с департаментами образования и молодежной политики начали работу еще год назад. Мы подготовили поликлиники, подготовили спортивных врачей – и это тоже непросто, это профессиональная переподготовка. Врач на 3 месяца отрывается от своей основной трудовой деятельности, его обучение оплачивает учреждение, это финансовая нагрузка. Мы уже подготовили 44 специалиста по спортивной медицине, которых в нашем регионе раньше не было вообще. Приобретается оборудование, проводится индивидуальная работа с каждой поликлиникой.
В итоге мы столкнулись с тем, что дети все равно пошли хаотично. В основном, набор в спортивные секции происходит в осенний период, это сентябрь – начало октября. И в это же время все 40 тысяч детей ринулись получить справки. Понятно, что это стало невозможным. Мы призываем поликлиники взаимодействовать со спортивными секциями, тренеров – взаимодействовать с территориальными поликлиниками. Сегодня у нас есть перечень всех спортивных организаций по территориям, каждая поликлиника знает своего тренера, окружные педиатры взаимодействуют с секциями, мы вместе составляем списки. Да, возможно, мы немного опоздали, но это новая форма работы, мы не очень понимали, как это делать. Этот год – первый опыт, и мы надеемся, что с января следующего года у нас все будет четко и безболезненно для наших пациентов и их родителей.
– Для чего нужен спортивный врач , почему эту деятельность не может осуществлять педиатр?
– Врач-педиатр может выдать заключение только в том случае, если ребенок занимается физкультурой либо физкультурой в секции. Когда речь идет о спортивной подготовке, которая имеет 5 этапов, то 1-2 этапы – это удел поликлиники, но заключение в данном случае должен дать не педиатр, а спортивный врач. По требованиям к данной специальности, любой специалист, имеющий лечебное образование, может стать спортивным врачом, это может быть как педиатр, так и анестезиолог-реаниматолог.
– Хватает ли этих 44 специалистов для 40 тысяч детей в спортивных секциях?
– Пока не хватает. Но у нас в принципе кадровый дефицит, как и во всех специальностях в нашем регионе, поэтому оторвать на 3 месяца специалиста от своего рабочего места достаточно непросто. Кроме того, ограничены и возможности кафедры, где врачи проходят переобучение. В следующем году это обучение будет продолжено. В каждой поликлинике должен появиться врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине.
– В чем причина создания этого приказа Минздрава?
– Приказ федеральный, поэтому я не могу озвучить какие-то комплексные причины. Но вся медицинская помощь сейчас упорядочивается, мы работаем на основании порядков, стандартов, клинических протоколов, и вся наша деятельность должна быть введена в эти рамки. Должен существовать порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом, и он был создан. Раньше никакого порядка не было.
– Есть ли статистические данные о том, у скольких детей в Омской области возникли проблемы со здоровьем из-за того, что они занимались спортом, несмотря на противопоказания?
– Скажем так, случаи с очень плохим исходом у нас были, за последние годы их было 2. У этих детей были проблемы со здоровьем и противопоказания к занятиям либо несколькими видами спорта, либо вообще спортом, но, к сожалению, они не были приняты родителями.
– На Ваш взгляд, насколько оправданы эти сложности с процессом получения справки, переобучения врачей и другими проблемами, вызванными введением нового приказа? Может быть, если бы не было новых порядков, спортом бы занимались больше детей?
– Порядки организации этого процесса должны быть. И даже если, как мы считаем, при занятиях какими-то видами спорта такое обследование избыточно, после того, как мы поработаем по новому приказу, мы пишем в Минздрав свои впечатления, замечания, просьбы, рекомендации. Как правило, нас слышат, но внесение изменений – процесс долгий, он может продолжаться не менее 3-5 лет. И потом, может быть, для занятий шахматами не нужно будет проходить осмотр 2 раза в год. Но пока мы имеем то, что имеем.
Но я хочу сказать, что если мы своими неимоверными усилиями со стороны медиков, тренеров, всех профилирующих ведомств сохраним жизнь хотя бы одного ребенка, будут оправданы все наши действия, все наши беды, чаяния и труды. Пока трудно, но, я думаю, мы все разрулим. Для каждой секции будут свои формы работы, каждая поликлиника будет работать с ними в индивидуальном порядке, если это потребуется, будут сформированы выездные бригады. Поликлиника и тренер будут строить графики обследования детей, включая повторные обследования, чтобы не было необходимости всем пройти обследование в 10 дней. Но в полной мере это произойдет уже в следующем году.
– Когда нужно задумываться об обследовании тем родителям, которые только хотят отдать своего ребенка в секцию?
– Как правило, родители знают о том, что они отдадут своего ребенка в спортивную секцию, в конце учебного года. Поэтому, конечно, за справкой к доктору для получения допуска нужно идти не 25 августа, а сразу: в апреле он надумал, и в мае уже нужно начинать эту эпопею.
– Есть ли в Омской области дети, которым категорически нельзя заниматься спортом?
– Всего в нашем регионе из 400 тысяч детского населения чуть больше 2 тысяч детей, которые имеют абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Всем остальным можно подобрать какой-то вид если не профессионального спорта, то физкультуры точно.