Депутат областного Заксобрания, глава «Омскнефтехимпроекта», прокомментировал итоги выборов в Омский горсовет шестого созыва.
- Игорь Михайлович, выборы в Омский городской Совет всегда были интересны городским кланам. Но если раньше они представляли собой арену борьбы, то выборы 2017 года показали, что эти кланы могут договариваться. Почему стали возможны такие договоренности?
- Сам факт того, что различные группы омской элиты смогли договориться – это в некотором роде ситуация уникальная для нашего города. Однако в определенной степени эти договоренности стали следствием усиливающегося влияния одной из омских группировок - так называемых «оплотовцев» - и неучастия в политической жизни региона ряда влиятельных региональных промышленников. Причем те из представителей омского истеблишмента, которые пошли на союз с «Оплотом», фактически уже не будут восприниматься в общественном мнении как самостоятельные политические фигуры. Что касается результата, то эти межклановые договорённости обеспечили победу партии «Единая Россия» на выборах в Омский городской Совет. Более 75 тысяч, или 38,66% омичей, проголосовали за «Единую Россию». Для нашего города и региона это означает возвращение лояльности федерального центра. Теперь мы можем рассчитывать на преференции, в том числе и при распределении бюджетных средств.
- От выборов к выборам явка омичей снижается. Почему омичи массово игнорируют выборы?
- Действительно, если мы с вами посмотрим статистику голосований, то увидим, что, к примеру, пять лет назад на выборы в Омский городской Совет пришло немногим более 515 тысяч омичей, а в этом году - 195 тысяч 595 человек. На протяжении последних 15 лет количество граждан, вовлеченных в избирательные процессы, неуклонно снижается. Омичи, как и жители других российских регионов, не поддерживают существующую избирательную систему. Одна из основных причин этого – неумение или нежелание выстраивать с избирателями, жителями округов долгосрочные партнёрские отношения. Зачастую месяцы назойливого внимания кандидатов и партий к избирателям в предвыборный период сменяются годами игнорирования их интересов при принятии важнейших решений в представительных органах власти. Омичи не хотят быть гражданами один раз в пять лет, а поскольку понятной и долгосрочной модели взаимодействия им, за редким исключением, никто не предлагает, то и дальнейшее снижение активности на выборах неизбежно.
- Как вы считаете, оправдана ли технология привлечения федеральных медийных лиц в качестве «паровозов» на выборах в Омский городской Совет?
- Я не буду оценивать то, насколько эта технология сработала в случае с региональными отделениями ЛДПР и «Справедливой России». В истории Омска был гораздо более примечательный случай. В феврале 1953 года дали согласие баллотироваться и были избраны в Омский городской Совет Сталин, Берия и Маленков. Коллективы предприятий по всей стране выдвигали в органы власти вождя и его ближайших соратников. 15 декабря 1952 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О проведении выборов в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР». В начале 1953 года при регистрации кандидатов в депутаты городских и областных советов почти во всех округах выдвигались по четыре-пять человек: Сталин и два-три его ближайших соратника: Молотов, Маленков, Ворошилов, Берия и другие - в разных комбинациях, а также местный кандидат, который и должен был стать депутатом. В сравнении с товарищем Сталиным как «паровозом» даже Владимир Жириновский проигрывает (Смеется).
- В ноябре депутатам Омского городского Совета предстоит выбрать мэра города Омска. Омские элиты снова договорятся, и это будет компромиссный кандидат, или нас ждёт политическая схватка?
- Городские кланы, конечно, будут пытаться влиять на выборы мэра. Будет ли это компромиссная фигура или победит тот, кого продвинет какой-либо из кланов - при любой из этих альтернатив проиграют омичи, так как они получат мэра, скованного обязательствами перед этим кланом. Зависимый мэр не самостоятелен в своих решениях, полностью управляем. При таком раскладе будут важны не его профессиональные качества и опыт управленческой работы, а его преданность и готовность претворять в жизнь решения небольшой группы людей.
В СМИ уже периодически появляются фамилии вероятных претендентов на должность мэра, однако омское экспертное сообщество не даёт никаких оценок этим кандидатам. Омичей лишили права выбирать мэра города. Но жители Омска должны иметь возможность высказать своё мнение относительно претендентов на эту должность. Именно поэтому Омское региональное отделение «Всероссийского Совета местного самоуправления» в мае инициировало общегородское обсуждение вероятных кандидатов в мэры. Мы предоставили возможность общественным организациям, политическим партиям, СМИ, гражданам предложить свои кандидатуры в мэры для оценки в общественном мнении омичей. В рамках этого обсуждения был проведён опрос общественного мнения с целью выявить степень известности вероятных кандидатов в мэры среди омичей. Результаты этого исследования мы скоро огласим.
- Как вы считаете, соответствует ли структура Омского городского Совета разноплановым задачам, стоящим перед городом-миллионником?
- В 2002 году я был избран жителями Октябрьского округа в Омский городской Совет. Я тогда возглавил комитет по вопросам образования, науки, культуры, молодежной политики и спорта. Отсутствие этого комитета последние годы в структуре Омского городского Совета свидетельствует о том, что эти важнейшие сферы не контролируются представительной властью и находятся как бы на периферии интереса депутатов. Но логика развития нашего города, как и любого города-миллионника, требует не просто эпизодического внимания, а профессионального подхода на регулярной основе к базовым принципам, определяющим экономический рост и благополучие наших граждан – к образованию и науке.
- В 2010 году вы шли на выборы со слоганом «Проветрим город весной: выберем нового мэра!». Может, пришло время проветрить Омск?
- Нашему городу действительно нужен свежий воздух. Как говорил один из героев Ремарка: «Нельзя запереть ветер… Застоявшийся ветер становится спёртым воздухом».