Вытеснение «Газелей» с городских улиц привело к неприятным и неожиданным экологическим последствиям.
Автомобили давно стали одним из основных источников выбросов: в современных мегаполисах на их долю приходится по 70-80 процентов всех вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Омск в этом плане уверенно догоняет «мировых лидеров»: транспортная ситуация с каждым годом ухудшается: легковушки, грузовые машины, маршрутки и автобусы все дольше стоят в пробках, впустую сжигая топливо. И общественный транспорт, к сожалению, не спасает ситуацию: муниципальные автобусы, исторгающие на горожан клубы черного дыма, регулярно попадают в объективы видеокамер и ленты новостей.
Причина проста: подвижной состав муниципальных ПАТП в последние годы не обновлялся, многие машины давно выработали свой срок, а износ достигает 95 процентов. При таком раскладе любой автобус будет чадить почище «дальнобоя». На днях омская мэрия объявила конкурс на покупку тридцати новых «пазиков», но для Омска это – капля в море. Точнее в море маршруток.
Ни для кого не секрет, что муниципальный транспорт давно проиграл рынок частнику: если когда-то городские автобусы и троллейбусы перевозили 60 процентов пассажиров, то сейчас – меньше тридцати. В последнее время департамент транспорта начал активно работать над этой проблемой, перекраивать маршруты и вводить новые требования для частных перевозчиков. Попутно, сам того не желая, дептранс нанес удар и по экологии.
В 2017 году Алексей Мартыненко смог достичь цели, за которую бились два поколения его предшественников: с городских улиц исчезли пассажирские «ГАЗели», которые при всех своих недостатках по большей части работали на газе. Микроавтобусы, пришедшие им на смену, оснащены современными бензиновыми двигателями класса Евро-3, на голову превосходят по экологичности муниципальный транспорт... но все равно выбрасывают в атмосферу гораздо больше СО2, чем предшественники.
Сейчас в городе началась новая волна – микроавтобусы постепенно сменяются автобусами средней вместимости, или (в просторечии) «пазиками». С ними ситуация еще сложнее: если те, у которых изначально стоит бензиновой мотор, еще можно перевести на газ, то переоборудование дизельных.
Евгений Краморов, перевозчик:
«Примерно пять лет назад Правительством РФ была утверждена программа перевода общественного транспорта на газ с объемом финансирования в 3 миллиарда рублей. Тогда же я беседовал с несколькими чиновниками и спросил: почему мы (город/область) в этом не участвуем? Ведь это выгодно (снизятся себестоимость и размер компенсаций, соответственно, и проезд), да и деньги федеральные. Привел расчеты, по которым переоборудование окупалось за три-четыре месяца (на тот момент стоимость комплекта была 80-100 тысяч, руки свои; а учитывая объемы и конкурс, цена получилась бы еще ниже), а дальше снижение затрат на топливе порядка 35%. И… Никому это не было интересно – ни министру, ни замам, ни директорам. Пришлось бы поработать, чтобы в эту программу попасть, а за это зарплату не добавят и премию не выпишут. Все ссылались на отсутствие соответствующих газозаправочных станций. Я привел в пример Екатеринбург, где тоже не было таких заправок (и никакого нефтезавода!), но они за федеральные деньги эту проблему решили. Как? Правильно: «передвижной автогазозаправщик на территории перевозчика». А решив этот вопрос, они за счет федерального бюджета прикупили 50 новых «зеленых» автобусов с заводским ГБО. Ну а нашим властям подачек не надо! Теперь будем за свой счет все делать. Интересно, а сколько за пять лет ушло народных денег в буквальном смысле в трубу?! Поверьте, их бы хватило на полное обновление ВСЕГО парка – и «Омскоблавтотранса», и омских ПАТП. Но, может быть, чиновникам это было не интересно потому, что федеральные деньги попилить сложнее?»
Весь проект читайте в журнале «Бизнес-курс» от 30 августа 2017 года.
Проект: Ирина Леонова, Александр Зуев, Николай Эйхвальд, Анастасия Павлова, Анастасия Стрельникова («БК-рейтинг»)