Такие мысли навевает последний номер «Деловой среды». «Есть, конечно, определенное сожаление, связанное с утратой изначальных иллюзий о создании вменяемого делового издания. Но они испарились еще в самом начале, когда мы поняли, что вряд ли сможем стать полностью объективным средством массовой информации», – чистосердечно признается в традиционной передовице под заголовком «Последний аккорд» редактор «ДС» Александр Лабыкин. Что правда, то правда. Сожаление действительно имело место. Да что уж теперь. Каждый из нас делает свой выбор.
«...И кто регулярно просматривал журнал, помнит, что помимо политики у нас было что почитать (если забыли – посмотрите обложку), – с плохо скрываемой досадой завершает свою прощальную речь г-н Лабыкин. – На этом позвольте откланяться».
Надо признать, журнал остался верен до конца своей фирменной манере иллюстрировать материалы: статья про то, как Омский горсовет отказался безвозмездно передавать в федеральную собственность муниципальное имущество Омска, украшена изображением, ни много, ни мало, Третьяковских ворот и гостиницы «Метрополь», что в Москве.
Между тем, жизнь продолжается, и Nota Bene на глазах превращается в специздание по продвижению «Лапы Омской области». С каждым номером ее, «Лапы», успехам то там, то сям отдается все больше полос, на которых уже по третьему разу повторяются одни и те же фотографии. Видимо, повторение – мать единственно верного учения. Хотелось бы, чтобы эти усилия не прошли даром не только для АРВД, но и собственно для Omsk Region, ради которого, по идее, всё и затевалось. Тем временем у материалов, неожиданно не посвященным «Лапе Омской области», появился новый для издания тон. К примеру, в заметке под заголовком «Деньги у СМИ забрали, пенсионерам не дали» содержится такой пассаж: «Оппозиция напомнила доминирующим в парламенте единороссам, что предвыборные обещания стоит исполнять». Откуда вдруг такая неангажированность?
Тема номера «Омской правды» злободневная и универсальная – ЕГЭ и вступительные экзамены. Подробно и обстоятельно процитировано выступление Виктора Назарова перед журналистами на первой своей губернаторской пресс-конференции. Из не менее обстоятельной статьи про карася, написанной, без преувеличения, с любовью, я узнал, что у карповых (к которым относится и карась), оказывается, нет желудка. При том чувствуют они себя превосходно. А польская актриса Эва Шикульска рассказала «ОП», как встретила в Центре изучения Гражданской войны своего «виртуального внука».
«Вечерний Омск» – единственное, кажется, из изданий этого обзора, написавшее про прибытие в Омск мощей Александра Невского, да еще вынесшее это событие на первую полосу. Из пресс-конференции Назарова газета выудила самое интересное: «Мэр Омска станет заместителем (председателя правительства Омской области)». Материал под характерным заголовком «Мэрии дали по рукам (на заседании Омского горсовета)» про то, как администрации Шрейдера-Вижевитовой поставили «неуд», живо напомнил ушедшие, казалось, времена противостояния. Правда, ныне стороны не столь чётко поляризованы и не совсем понятно, как относиться в этой ситуации к Двораковскому, который вроде «свой», но из «чужих». Задачка, однако.
«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины... Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина... Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал слюнки... Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем...»
Именно этот отрывок из Антона Павловича Чехова вспомнился мне при взгляде на фотографию Олега Шишова, которую поместили на первой полосе «Коммерческие вести» для иллюстрации очередной «бомбы» Марата Исангазина «Мостовик выкупил мясокомбинат «Омский», чтобы его ликвидировать». Слово «Мостовик», кстати, в заголовке набрано без кавычек, что можно расценить как обозначение профессии главного героя материала.
Константин Вегенер