Владелица танцевальных студий порассуждала на тему возрождения бесплатных детских секций в стране.
– По мнению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, школьных факультативов должно быть как можно больше. Поэтому в новом учебном году в каждой школе откроется минимум пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и, конечно, шахматы. Какое прекрасное начинание! Интересно, кто только их будет вести? Учителям и помимо этого нагрузки хватает... Давайте подумаем.
Кружки ведь бесплатные, значит это будут либо практиканты-студенты на энтузиазме или в добровольно-принудительном порядке, без опыта (который они будут нарабатывать и отрабатывать на подопытных детках)... либо педагоги доп.образования – за мизерную одну четвёртую ставки, соответственно заинтересованности реальных достижений и раскрытия творческого потенциала детей будет ноль целых, фиг десятых.
Помню свои школьные годы, когда учеников буквально загоняли в эти «обязательные» кружки, более того – не только учеников. Весь педсостав должен был петь в пришкольном народном хоре, в том числе, у кого не было ни голоса, ни слуха, а иначе лишат премии. (Как кляли эту обязаловку!... до какого маразма доходили, чтобы отвертеться от этой тягомотины!...)
Но важный момент – в СССР почти все кружки были бесплатные. И многие из них – при Дворцах Пионеров, Домах Техники и т.п. – действительно давали путёвку в профессии и в жизнь увлечённым, целеустремлённым и творческим детям. И работали там высококлассные педагоги-профессионалы. Но важность дополнительного образования никогда не ценилась государством так высоко, как школьные знания (которое за ненадобностью и неприменимостью в жизни потом благополучно забываются).
Однако именно самые инициативные, увлечённые своим делом, педагоги-музыканты, прикладники, модельеры, хореографы – устав от безденежья и усреднённости стандартов, открыли собственные платные школы – благо, появилась такая возможность. И произошёл резкий скачок в качестве обучения!
Что будет теперь?
Реалии изменились! Самые одарённые педагоги не пойдут на унизительные 200 долларов в месяц, а исходя из тарифной сетки, даже этого мизера не наберётся. С какой стати человеку, всю жизнь посвятившему любимому делу и вырастившему чемпионов и медалистов, работать за три копейки? Так кто пойдёт работать с вашими детьми?
А ещё думаю, бесплатные пришкольные кружки будут очень удобны тем родителям, которым лень тратить своё время (и жаль денег), чтобы водить/возить детей к профессиональным педагогам, посвятившим любимому делу жизнь, с опытом и реальными достижениями. Это такая определённая категория людей. Определённый контингент, даже так.
Сдали ребёнка «куда-то там», не надо возиться, искать кружок – и отлично, всё рядом, в одних и тех же стенах, а чему там научат – какая разница, всё равно на юриста пойдёт или в мед. Пусть будет «пристроен», чтоб «на улице не болтался». Такой вот уровень сознания: всё равно к кому, лишь бы не надо было шевелиться лишний раз.
Нет, ну против шахмат я ничего не имею, там неважно, на каком стуле ты сидишь – деревянном или пластиковом, хоть на золотом унитазе, да и стихи писать можно тоже за партой. Я в своё время с великим удовольствием посещала заседания Литературного объединения Ухты, с нами работали настоящие профессионалы, члены союза Писателей РК. И совершенно бесплатно. И из инвентаря – тетрадка заветная и ручка... (и МОЗГ, конечно)
Но для музыки, спорта и танцев нужны обязательные вложения в инвентарь, костюмы, аппаратуру, инструменты... откуда это всё будет браться в бесплатных пришкольных кружках, до сих пор в школах на свои-то нужды не хватает? Будут скупать дешёвый неликвид со складов? Или как получится? Что за уровень предполагается тогда в таких «кружках»? Для галочки?
Однако один жирный плюс я вижу. Грядёт расцвет школьных хоров – и это прекрасно!