В начале недели в здании областного Министерства имущественных отношений прошла занимательная встреча, посвящённая судьбе сотни рекламных щитов.
Вновь набирает обороты конфликт вокруг наружной рекламы в Омске. На этот раз за судьбу ста восемнадцати мест «сцепились» департамент имущества и Торгово-промышленная палата; первый требует исключить их из Единой Схемы, а вторая пытается спасти хотя бы половину.
Решать вопрос о том, кто прав, а кто не очень предстоит межведомственной комиссии по согласованию схем размещения рекламных конструкций. В минувший понедельник состоялось заседание, на котором Департамент представил свои аргументы в пользу «казнить, нельзя помиловать».
Интересы ведомства на встрече представляла Елена Карпова, заместитель главы управления арендных отношений. Она сообщила, что большая часть мест попала под исключение потому, что на них попросту нельзя поставить рекламный щит. Где-то конструкция вылезет на тротуар, где-то перегородит обзор на перекрёстке, где-то вообще залезет на частную территорию.
В некоторых случаях Департамент действовал скорее из эстетических побуждений: крупноформатную рекламу хотят удалить с привокзальной площади и центральных улиц. Кроме того, против установки щитов в нескольких точках Левобережья высказались местные архитекторы; упоминание об этом вызвало мгновенную реакцию со стороны представителя ТПП Александра Бачинского.
«А архитекторы у нас хоть когда-нибудь хоть по одному месту высказывались «за»? – уточнил он.
Оказалось, что да – с начала действия схемы в неё внесли уже восемь изменений, и три из них касались добавления новых рекламных мест. Решения принимались коллегиально, так что и архитекторы их одобрили... или, по крайней мере, не забраковали.
Архитекторы стали лишь прологом перед основной дискуссией: стороны перебрали аргументы «за» и «против» в отношении каждого из спорных щитов. Особого внимания удостоились места на Привокзальной площади, ведь их, по словам Бачинского, убирали только на время - пока идёт снос здания. Сейчас благоустройство завершено, так что нет поводов не вернуть щиты на место.
«Мы приняли решение, что основные магистрали и транспортные узлы должны быть свободны от рекламы», – пояснила Карпова.
«Но в нескольких метрах, на бывшем кинотеатре «Октябрь», рекламы полно – и департамент это почему-то не смущает. Почему вы одних убираете, а других ставите?» – немедленно спросил Бачинский.
«Это не наша зона, она к площади не относится. К тому же, сейчас мы обсуждаем отдельно стоящие конструкции, а не те, что расположены на зданиях», – не растерялась представитель департамента.
Подобные странности Бачинский подметил и в других местах – так, департамент, желающий избавить от крупной рекламы весь центр города, спокойно продавал места на Думской – «хотя куда уж центральнее». Сам принцип, по которому мэрия определяет, каким местам быть в схеме, а каким – нет, он назвал непонятным и непрозрачным.
Утверждения о том, что в конкретных точках нельзя поставить рекламную конструкцию, предприниматель тоже назвал надуманными, всегда ведь можно передвинуть щит немного в сторону. Но тут козырь в рукаве нашёлся уже у Карповой.
«Если бы я знала, что эту тему затронут, обязательно принесла бы распечатки предложений, которые нам даёт бизнес. Там доходит до абсурда, они едва ли не на проезжую часть суперборды готовы воткнуть», – возмутилась она.
Договориться до единой точки зрения оппонентам так и не удалось. Комиссия, выслушав всех заинтересованных, приняла разумное решение не гнать лошадей и отправить список на доработку. Департамент должен будет ещё раз обсудить каждое место с рабочей группой, в состав которой войдут и предприниматели.
Интересно отметить, что год назад, при подготовке скандальных августовских (позже - сентябрьских) аукционов ДИО не был столь принципиален, хотят в тот раз чиновникам прямо указывали на подобные несостыковки, на то, что часть мест в разыгрываемых лотах противоречит требованиям ГИБДД, находится на частной территории, занята чужими щитами и далее по списку. Хотя «куш» в тот раз разыгрывался куда как более крупный: восемь сотен рекламных мест, включая расположенные на основных городских магистралях. Спешку в этом вопросе мэрия оправдывала финансовыми интересами: бюджет после аукционов пополнился на круглую сумму.
Однако сейчас происходит нечто прямо противоположное: Департамент имущества проявляет невиданную принципиальность, сам находит неудачные места, сам предлагает исключить их из грядущих осенних торгов... Чиновников не останавливает даже то, что от продажи спорных мест городская казна получила почти семьдесят миллионов - как минимум 14 в ходе торгов и 50 с лишним от аренды в ближайшие годы.
По итогам аукционов, прошедших год назад, большую часть омского рекламного рынка захватили фирмы, связанные с олигархами Сергеем Моревым и Виктором Камерцелем. Однако победа вышла пирровой: заплатив солидные суммы в качестве взносов, омские олигархи впоследствии не смогли их отбить и, по данным источников БК55, до сих пор находятся в крупном минусе. Сумма убытков достигает сотни миллионов рублей.
В таких условиях Морев и Камерцель уже не могут рассчитывать на уверенную победу в будущих аукционах; в этом, возможно, и лежит разгадка резкой «смены курса», которую провернул ДИО. Ведь если нет возможности «сдать» аукционы нужным покупателям, то зачем их вообще проводить? Проще убрать оставшиеся места из схемы, и всё – проблема решена?