Заместитель министра экологии и природных ресурсов Омской области рассказал о спасении озера Линёво, преображении пустыря в нынешнюю «Птичью гавань», а также о новых мусорных полигонах.
– Александр Сергеевич, расскажите, что знакового, по меркам Года экологии, случилось за последние годы в области охраны природы Омска и области?
– За последние пять лет большое внимание уделяется созданию и сохранению уникальных природных территорий, в том числе и там, где их не было, например, Пеликаньи острова или озеро Линёво. Линёво вообще через десять лет превратилось бы в болото, если бы ему не придали статус особо охраняемой территории. Вода уже зацвела, почти начались необратимые процессы. Ряд мер позволил ситуацию развернуть. Там сейчас запретили стоянку транспорта, вынесены хозяйственные объекты. И природа начала восстанавливаться.
– Правда, что в Омской области скоро появится еще одна особо охраняемая территория?
– Сейчас их 27, но скоро действительно появится 28-я. Речь идет про Екатерининский бор на севере региона, в Тарском районе. Там сейчас активно производятся вырубки, а признание территории охраняемой должно эту проблему решить. Вообще, у нас задача не только сохранять природные объекты, но и вовлекать людей в их посещение, например, включая охраняемые территории в туристические маршруты.
– Хорошо, а что вы скажете о городских объектах?
– В последнее время своеобразным «местом единения» для омичей становится «Птичья гавань». Еще пять лет назад – вы сами помните – это был заброшенный пустырь со свалкой, где лежал мусор, оставшийся после строительства ленинградского моста. А теперь территория «Птичьей гавани» открыта для всех. Там прошли два мероприятия «Экопикник» и «Зелёный город Омск», там побывало около пяти тысяч человек, если вы туда один раз приведете ребенка, снова и снова будет проситься в «Птичью гавань».
– Актуальный в летнее время вопрос: почти каждую неделю приходят новости о браконьерах на озере Эбейты. Министерство заявляло, что ужесточит меры борьбы с ними. Как именно?
– Благодаря тому, что озеро Эбейты стало туристическим объектом, а также тому, что его сделали особо охраняемой природной территорией, туда смогли зайти наши инспекторы – двое человек. Это позволит осуществлять полноценный контроль. В полномочиях сотрудников – привлечение нарушителей к административной ответственности и передача их в руки правоохранительных органов, если речь идет об ответственности уголовной.
– Как продвигается решение проблемы складирования ТБО?
– Под полигоны нужно оборудовать землю. Наше «наследие» не отвечает требованиям, ему нужны консервация и рекультивация. Присмотрели сейчас два участка. Первый в госсобственности в Таврическом районе. Там сейчас ведутся изыскания, уже в 2017 году будет готов за бюджетные деньги проект центра обращения с отходами. По проекту прошли общественные слушания. Есть желающие инвесторы. Самое важное сделано. Второй полигон – на севере, Андреевское сельское поселение омского района, там будет частный инвестор. Важно понимать, что это не мусороперерабатывающий завод, а центр сортировки. Мощностей для переработки мусора у нас сейчас достаточно.
– А как это отразится на тарифах? Цифра в статье «ТБО» изменится?
– Об этом говорить пока рано. Подсчетами с учетом расстояния, на которое придется возить отходы, займется позже РЭК. Однако не думаю, что итоговая цифра сильно ударит по карманам омичей.