Об этом свидетельствуют данные мониторинга судебной практики по назначению экспертиз арбитражными судами и судами общей юрисдикции на территории Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы.
Мониторинг был проведен ООО «Бюро судебных экспертиз», анализировались более 1500 определений судов о проведении экспертиз, поступившие в филиалы Бюро за восемь месяцев 2017 года.
Рассказывает директор Бюро, кандидат юридических наук Алексей Алгазин:
- Мы проанализировали проведенные Бюро судебные экспертизы и выявили интересные данные. Если в 2016 году суды назначали чаще всего строительные, оценочные, товароведческие экспертизы (около 70% от общего объема экспертиз), то в 2017 году основной объем (более 60%) экспертных исследований по определениям судов – это судебные экспертизы, выявляющие подделку документов: почерковедческие, технические экспертизы текстов документов, оттисков печатей, определение давности изготовления документов.
Такая статистика означает, что стороны в судебном процессе стали чаще подделывать письменные доказательства для обеспечения положительного судебного решения. В основном истцы и ответчики подделывают подписи лиц в официальных документах (расписках, договорах займа, договорах кредита, уведомлениях, актах выполненных работ, протоколов собраний и др.) путем подражания подписи конкретного человека или нескольких лиц.
Встречаются и более сложные способы подделки, когда из нескольких фрагментов различных документов с помощью монтажа делается один документ путем переноса отдельных фрагментов – реквизитов, оттисков печатей организации.
Нередко особо опытные участники процесса, зная о возможности проверки доказательств на фальсификацию, в частности для определения давности изготовления документа, принимают меры по нейтрализации результатов экспертизы путем искусственного старения документа и его термической обработки.
При этом фальсификаторы забывают, что основой криминалистики являются закономерности механизма следообразования, и следы подделки, а также ее сокрытия неизменно проявляются в отредактированном документе.