Замначальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных Николай Комаров и Олег Борисов, старший оперуполномоченный отделения по раскрытию мошенничеств омского угрозыска рассказали, где злоумышленники берут номера телефонов будущих жертв, как отслеживают «гастролеров» и как выглядит типичный мошенник.
– Так кто же чаще всего занимается обманом граждан и присвоением их денег?
Н.К. – «Портрет» типичного мошенника таков: это в 78% случаев мужчина 25-40 лет. Каждый второй имеет судимости, а с вероятностью три случая из четырех – еще и нигде не работает.
– Где злоумышленники ищут жертв, как выходят на них?
О.Б. – Удивитесь, но базы данных граждан они берут в интернете. А потом сидят и прозванивают – по порядку. Вот садится человек в восемь утра, и до вечера, как на работе, прозванивает. Берешь иногда детализацию звонков преступника, там видно, например, что три дня он звонил-звонил – и не смог никого обмануть, а вот на четвертый «повезло» ему – сразу несколько тысяч «заработал».
– А что насчет мошенников, которые приходят к жертвам, так сказать, собственной персоной?
О.Б. – Да, мы делим мошенничества на дистанционные и контактные. Вторые – это как раз когда преступники общаются с жертвами лично. Но для нас приоритета в работе нет, мы стараемся охватить все виды мошенничества – независимо от украденной суммы денег, места происшествия, его вида. Чаще всего обманывают пенсионеров, инвалидов – к ним могут подойти на улице, в банке, в аптеке.
– Какие схемы обмана сейчас популярны?
Н.К. – Самая распространенная, это звонок «ваш близкий попал в беду». А также «ваша карта заблокирована», «вы выиграли приз». Ну и лже-сотрудники собеса, пенсионного фонда, «целительницы»...
О.Б. – Сейчас участились еще взломы страниц в различных соцсетях, когда рассылают просьбы о деньгах. А человек порой знать не знает, что у кого-то просил эти деньги. Звоните, проверяйте – что там у него случилось. Ведь, несмотря на то, что мы активно живем социальной жизнью в интернете, мы зачастую ленимся набрать номер. Ну и дубли денег, «билеты банка приколов», до сих пор популярны у мошенников, которые специализируются на пожилых людях.
– Кого сложнее выследить – местного мошенника, или приезжего?
О.Б. – Своих местных мошенников мы знаем. Как только эпизод происходит, сверяем с базой данных, и как правило находим. Но таких мало. Чаще злоумышленники «гастролируют» плюс пользуются симками, банковскими картами разных регионов. Так что если у нас случается серия мошенничеств, то мы передаем информацию новосибирцам, тюменцам – в общем, всем соседям. Как правило, вскоре мошенники объявятся в одном из близлежащих регионов.
– А случается, что заявляют о ложном мошенничестве?
О.Б. – Такие эпизоды крайне редки. За год их происходит не более двух-трёх. В основном заявители хотят получить компенсацию от банка, заявляя, что с их счета якобы списала деньги неизвестная программа. Однако подобные граждане довольно легко вычисляются и тут уже им грозит ответственность за заведомо ложный донос.
P.s. о рекомендациях, которые помогут не попасться на удочку злоумышленника – читайте здесь.
Фото автора