Остальные работники там «оказывают услуги» за неустановленную зарплату, некоторым ее вообще отказываются платить. Теперь работнику должны выплатить разницу.
«Серая» заплата и неофициальная работа на практике знакомы многим омичам. Типичный трудовой спор рассмотрели в Центральном районном суде Омска. Иск подала 55-летняя омичка – инвалид рабочей группы на пенсии, которая трудилась в организации ООО «Русскомплект Пит». Как рассказал юридический представитель женщины, компания занимается кейтерингом и работает по государственным контрактам. Один из них был заключен с БУ «Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВД по Омской области», а суть работы заключалась в том, чтобы кормить людей в камерах.
Уйти из организации женщина решила из-за постоянных переработок и невыплаты зарплаты.
«Трудовой договор с ней заключен не был, работодатель отказывался это делать. В итоге ей сказали, что если она будет требовать деньги, то вообще ничего не заплатят. А человек работал, несмотря на серьезное хроническое заболевание», – пояснил представитель истца Григорий Вотяков.
Обычная ситуация для нашей страны, когда огромное количество людей работает «за честное слово работодателя». Многие трудятся за копейки, которые находчивый предприниматель складывает себе в карман.
«В соответствии со ст. 16 ТК РФ, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, то трудовой договор считается заключенным (фактический допуск работника к работе). В этом случае, как гласит ст. 67 ТК РФ, работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме. Создается впечатление, что работодатель умышленно не заключил трудовой договор, чтобы незаконно использовать рабочую силу для получения прибыли», – сказано в исковом заявлении.
По версии представителя ответчика, женщина оказывала услуги и могла выходить «на работу», когда ей вздумается. Графики якобы составляли сами разносчицы питания, и их никто не контролировал. Такой вот «фриланс» в среде общепита.
На деле же, по словам Григория, женщине порой приходилось работать без напарниц и по-нескольку дней подряд – некоторые работники не отличались дисциплинированностью и часто забывали выйти в смену. Естественно, за это никто не доплачивал.
«Единственным работником в этой организации является директор, а все остальные сотрудники оказывают «услуги». На суде они заявили, что истица сама настаивала на том, чтобы не заключать с ней договор – якобы так она лишится доплаты к пенсии по инвалидности. На самом деле же она даже не знала о такой доплате, а в течение года просила официально устроить ее на работу. Сейчас нельзя установить детали точно, потому что все происходит на устных договоренностях», – говорит Григорий.
Как выяснилось, «тот, кто заказывает услуги» (а проще говоря – работодатель), даже не установил точную стоимость покупаемых им услуг. То есть если ты не мил начальству, то денег не жди.
Спор разрешился в одно судебное заседание – суд частично удовлетворил требования омички и потребовал от компании установить с ней официальные договорные отношения за тот период, когда она еще работала в компании. После этого работодатель сделает перерасчет зарплаты и будет вынужден заплатить, если обнаружится расхождение постфактум. Кроме этого суд обязал работодателя материально компенсировать женщине причиненный моральный вред.
Отметим, что решение суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в течение месяца.