В Москве оппозиция митингует с требованиями как минимум пересмотреть, как максимум не принимать закон о митингах. В Омске оппозиция, кулуарно переговариваясь, активно против нового закона не выступает.
БК55 узнал мнение омичей, которые не раз выводили людей на массовые акции.
Михаил Каракоз, депутат Заксобрания, замруководителя исполкома регионального отделения «Единой России»: «Появление закона вполне логично. После выборов и массовых протестов в Москве сделаны выводы. Конечно, закон не должен нарушать демократические принципы, но должен защитить простых граждан от толпы. Здесь следует помнить громкие прецеденты, когда люди в масках бросаются бутылками с зажигательной смесью, камнями, стреляют из травматического оружия. За кадром остается статистика пострадавших в таких столкновениях людей как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны митингующих. Вот, если статистику посмотреть, становится понятно, что закон нужен. Если рассматривать Омск, то у нас как оппозиционные митинги, так и провластные мероприятия, в основном, проходят в рамках закона. Но закон должен быть федеральным, отражать позицию на всей территории России».
Виктор Корб, организатор проведения в Омске «Стратегии 31», инициатор проекта «Гражданин мэр»: «Этот закон – полная глупость. Власти делают только хуже самим себе. Так хотя бы была возможность спускать пар, а теперь они подтверждают свою неспособность договариваться со своими гражданами. Наша позиция никак не изменится. Будем действовать по мере поступления проблем. Что нового делает этот закон, будто мы раньше не знали, что у нас полицейское государство? Мы, как и раньше будем действовать на основе Европейской конвенции по правам человека, в той части, где она не противоречит Конституции РФ».
Владимир Виноградов, председатель регионального отделения общественной организации «Опора России»: «Демократию взяли за горло. Закон сырой, нелепый и его принимают столь поспешно только для того, чтобы уничтожить отдельных активистов. Основная масса людей может ничего не бояться, а вот Навальный теперь не только на 15 суток сядет, но и штрафы по 300 тысяч будет выплачивать. Думаю, закон приведет к обратному эффекту. Кому необходимо выйти на улицу – выйдут, но без главных персонажей».
Владимир Войтович, участник митингов «За честные выборы», против строительства кремниевого завода: «Пока Путин не подписал закон, рано давать оценки. Возможно, это часть игры, в конце которой президент отклонит данные поправки. Представляете, вот вы заявляете, что Путин вводит диктатуру, а тут раз – и президент эти поправки отклоняет, так как «они не соответствуют европейским нормам и ценностям». И вы, по логике вещей, должны будет его поблагодарить за спасение 31 статьи Конституции. Ну а если закон вступит в силу, то политикам будет, с чем бороться. Теперь даже ради принципа захочется выйти. Это как в детстве, знаете, когда тебя чего-то лишают, тебе хочется этого с двойной силой. А люди в любом случае найдут, как выкрутиться. Например, запрет призыва на массовые мероприятия в сети можно обходить следующим образом – фразу «приходи на митинг» можно заменить на «не приходи на митинг» - все поймут суть дела».
Игорь Басов, председатель Омского общественного городского совета : «Если все делать в рамках закона, эти санкции меня не касаются. Если люди заведомо идут на нарушение закона, то санкции нужны. Говоря об ужесточении закона, мы же говорим об ответственности. Тогда не следует замыкаться на митингующих, нужно развить закон и наказывать чиновников, когда они нарушают права граждан. Не должно быть для чиновника штрафа в 1 тысячу рублей. Нужны такие же категории, как в законе о митингах: не пустил ребенка в детский сад – плати 300 тысяч».
Игорь Якуб, активист «Молодой Гвардии»: «Увеличение штрафов, на мой взгляд, - это хорошо. Думаю, что люди будут меньше нарушать, когда будут знать, сколько им придется заплатить за тот или иной глупый поступок. Система штрафов снизит количество провокаций (по крайней мере, я на это надеюсь). Зачастую приходилось наблюдать провокации от случайных прохожих, нелепые выкрики, люди стали чаще выходить на улицу, возможно, все это связано с западным «ветром»: то, что они видят по телевизору, читают в интернете. Порой не разобравшись, почему так происходит в Ливии, Египте, Сирии, они видят только то, что им преподносят, и идут на улицу, хотят устроить то же самое и в наших городах. Подобный закон необходим, он просто будет сдерживать людей, чтобы они не в грубой форме выражали свое недовольство, а делали это как-то цивилизованно, что ли».
Согласно исследованиям «Левада-Центра», 17% россиян считают правильной и адекватной мерой введение высоких штрафов за уличные акции. Еще 26% идея штрафов нравится, но те, что прописаны в новом законе, слишком высоки, несоразмерны общественной опасности. В общей сложности 38% считают – закон принимается лишь для того, чтобы сбить волну акций протеста либо просто расправиться с участниками антипутинских акций, и это лишь обострит ситуацию.
Владимир Червонящий