Заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры напоминает о предложении разместить под памятником, созданным «по образу и подобию мавзолея Ленина», музей Восстания.
Скоро исполнится 100 лет Куломзинскому восстанию 22 декабря 1918 г. Вообще-то оно задумывалось как общегородское, но из-за, мягко говоря, нерешительности руководства во главе с т. Рабиновичем получилось Куломзинским.
Контрразведка белого правительства работала хорошо. Часть заговорщиков арестовали накануне, поэтому, не зная точного масштаба провала, восстание решили перенести, но сообщение об этом можно было передать только с посыльными, которых в условиях комендантского часа задержал патруль. Не зная об отмене восстания, куломзинские рабочие выступили, как было решено, и добились успеха. Но в других районах восстание было скомкано, и белые бросили все силы в Куломзино. За день восстание было подавлено. При успехе восстание могло круто изменить отечественную историю, но его неудача не умаляет героизма его участников. Восстание – это всегда риск, и в случае неудачи отступать некуда. Поэтому восстать могут только герои.
В советское время героизм восставших активно эксплуатировался. В центре Куломзино была разбита Площадь восстания, на которой в 1925 г. был сооружен памятник по образу и подобию мавзолея Ленина. Тоже с трибуной для почетных гостей. У этого памятника вплоть до построения Ленинградского моста проходили районные демонстрации, а на галерее памятника, как на трибуне, стояло руководство района.
В 90-е годы памятник подвергся вандальному погрому. Причем чтобы разгромить ротонду, венчающую памятник, нужен был кран, компрессор с отбойником. Неужели их никто не заметил? Недавно памятник «привели в порядок» с множеством утрат и искажений. Я об этом уже писал, не буду повторяться. На том и успокоились, тем более собственник памятника так и не определен. Задача восстановления его первоначального замысла так и не решена.
Больше всех заботу о памятнике проявляет местный общественник Петр Николаевич Яблонский. Но ему может просто не хватить жизни, сейчас ему 94 года. Несмотря на возраст, он продолжает ходить и писать во все инстанции. Многие лета и здравия Петру Николаевичу.
А я хочу напомнить о предложении разместить под памятником музей Восстания. Там есть подходящее интересное помещение. Освещаться оно может верхним светом через ротонду. Стены в нем кирпичные, мало отличаются от царских времен. Перекрытия сводчатые. Помещения соединяются огромными проемами. Общая площадь около 50 кв. м. В детстве я туда лазил, сейчас вход замуровали. Из сетей достаточно подвести электричество. Объем работ может быть минимальным, достаточно установить дверь, залить пол, сделать освещение. Если дадут добро, экспозицию можно сделать на общественных началах. Раньше этой темой занимались школьные музеи Старого Кировска, есть много документов. Захоронение находится в стороне от памятника, так что препятствий для использования помещения нет. Организация музея придаст памятнику новый смысл и большую значимость.