Перед тем как уйти на каникулы, депутаты заксобрания Красноярского края единогласно проголосовали за закон, по которому их зарплаты увеличиваются вдвое. Автор документа объяснила свою инициативу тем, что зарплата депутатов не повышалась 11 лет, а нынешний уровень их ответственности явно выше уровня получаемого ими вознаграждения. Теперь народные избранники будут получать 200 тысяч рублей, для чего придётся пересмотреть расходные статьи краевого бюджета. А в какую сумму вы бы оценили работу депутатов омского облпарламента? Какую зарплату вы бы им назначили?
Сергей Костарев, профессор ОмГУПС, председатель Ассоциации «Экологический комитет»:
– Я бы поставил уровень зарплаты депутатов в прямую зависимость от средней заработной платы по населённому пункту или региону, от которого их избираются, например, приравнял бы или установил максимум двукратное повышение. Как, впрочем, и зарплату всех чиновников. Пусть работают на всех и тогда получают прибавку. И ещё, я бы исключил установку зарплаты депутатами самим себе. Пусть зарплата устанавливается на референдуме перед выборами.
Елена Свешникова, депутат Горсовета:
– Стоит учитывать, что в Заксобрании всего десять процентов депутатов получает зарплату – это четыре человека. Все остальные работают на общественных началах. Но в любом случае стоит спросить: а что они великого сделали для народа, чтобы зарплату повышать? Ладно у нас мэр получал премии, на нём всё-таки ответственность лежит, но и то, размер премий был чрезмерным. У председателя ещё ответственность есть, а остальные депутаты ничего особенного и не делают.
Сергей Денисенко, писатель, журналист:
– Для «разгона» – несколько поэтических строк, тут же всплывших в памяти после новости о трудной доле народных избранников, уже вконец обалдевших от «уровня» своей ответственности.
Из Андрея Вознесенского:
Нам, как аппендицит,
поудаляли стыд.
Бесстыдство – наш удел.
Мы попираем смерть.
Ну, кто из нас краснел?
Забыли, как краснеть!
И ещё одна строфа. Есть у моего давнего друга, замечательного поэта и киносценариста, «московского омича» Серёжи Плотова строчки, которые я повторяю чуть ли не каждый день. А уж нынче – с особенным «акцентом»:
…И, понурый ус теребя,
Жду – когда ж этот день закончится?..
Знаешь, Родина, мне с тебя
Даже плакать уже не хочется.
Ну вот, «разогнался». Теперь можно и на вопрос ответить. Сколько платил бы депутатам? Вопрос, в принципе, риторический. Слуга – он и есть слуга. Стало быть, по элементарным канонам логики, слуга народа должен получать меньше народа. Но не ниже прожиточного минимума. Нет, не так, я ж не зверь какой… Не ниже минимального российского размера пенсии (повторюсь: не московского, а – российского), но не выше заработной платы школьного учителя. И увидим мы сразу же небо в алмазах. И слёзы счастья хлынут из просветлённых глаз народных слуг. И озарение посетит их, и восторженно они прошепчут: «Есть такая профессия – народ защищать!»…
Владимир Смирнов, инженер:
– У меня предложение одно: всех депутатов во главе с нашим мэром на Новосибирские острова, что за полярным кругом, сослать! Предлагаю прописать, что певичкам, актеришкам и спортсменам в управлении города, области и страны делать нечего, а всех Кобзонов, Канаевых, Валуевых из Госдумы надо коленом под зад, так же как и Кокориных, Дроздовых и Калининых – из Горсовета и Заксобрания. Заняться им там нечем, они мессенджерами и зеркалами пираток заняты, как будто других, более важных, проблем нет.
Депутатами, по-моему, могут быть только те кто по образованию своему понимает, что делает. А их зарплата должна зависеть от благосостояния области или города, которым они руководят, от оттока жителей, состояния и уровня местных зарплат. Причем, привязать их зарплату надо к реальной средней зарплате по региону, которую получает большинство жителей, а не к среднему арифметическому от 2 000 000 до 5 000 рублей.
Валерий Кокорин, депутат Заксобрания, гендиректор компании «АСК»:
– Из 44 депутатов Заксобрания Омской области зарплату получают всего 5 человек, работающих на постоянной основе: спикер, вице-спикер и руководители фракций. Для остальных депутатские обязанности – общественная нагрузка. Параллельно они трудятся на основной работе. Я, например, и в Горсовете депутатских не получал, и в Заксобрании не получаю.
Наверное, для избирателей было бы лучше, если бы все 44 человека круглые сутки занимались только депутатской работой, выполняли наказы, помогали омичам. Но для бюджета это стало бы серьезной нагрузкой. Сейчас Заксобранию в Омской области помогают хорошо работать профессиональные сотрудники аппарата и помощники.
В Красноярском крае доходы всегда были достаточно высокими. Если верить СМИ, зарплату красноярским депутатам еще не повысили – пока нет соответствующих поправок в краевой бюджет. Но, видимо, местным народным избранникам бюджет позволяет назначать себе зарплаты по 200 тысяч. В Омске они ощутимо меньше.
Татьяна Нагибина, Председатель Омского регионального отделения «Яблоко»:
– Зарплата омских народных избранников напрямую должна зависеть от средней зарплаты по региону, тогда у них появится стремление работать на увеличение благосостояния населения. В депутаты должны идти люди, которых действительно волнуют проблемы жизни в регионе, а не лоббирование личных интересов и набивания собственного кармана. Мне по роду своей деятельности приходится постоянно общаться с людьми, желающими принять участие в выборной кампании в качестве кандидатов в депутаты. И когда во время нашей беседы человека волнует только сколько он заработает во время выборов и сколько ему будут платить, когда он станет депутатом, я данной кандидатуре говорю «до свидания». У меня ко всем кандидатом один вопрос, с какой целью вы хотите стать депутатом? На днях мне один молодой человек заявил: «Сейчас я хочу всему научиться, чтобы потом стать мэром и решать проблемы города, чтобы люди жили комфортно!»
Анна Статва, руководитель проектов Центра развития туризма «Увлечен и я», кандидат географических наук:
– Я считаю неприличным обсуждать чью бы то ни было заработную плату. Неприлично «лезть» человеку в кошелек. Я вот, например, даже не знаю зарплату своего мужа, т.к. никогда не интересовалась этим вопросом.
Евгений Щербаков, директор Центра деловой недвижимости «Навигатор»:
– Я бы этим депутатам либо совсем ничего не платил, туда бы шли люди обеспеченные, которые действительно бы хотели сделать что-то полезное для города и региона. Если бездельникам и платить зарплату, то она должна быть средней по нашей области, столько сколько получают простые врачи, инженеры. Среднее арифметическое нужно высчитать и платить. Потому что как сейчас выходит: они не только получают нехилую зарплату, но ещё и пытаются нахимичить. Обворовывают и без того скудный наш бюджет и набивают свои карманы. 200 тысяч этим дармоедам платить – это уже издевательство над народом. Города в разрухе, народ голодает, а они выписывают себе такие зарплаты и единогласно за них голосуют – это прелесть, конечно.
Сергей Кондаков, омский политик:
– Зарплаты народных избранников непомерно велики и не соответствуют работе, которую они выполняют, Предлагаю принять во внимание факт соответствия уровней заработка среднего россиянина и депутатов. Сегодняшняя зарплата российского депутата относится к средней зарплате в стране в соотношении 1:8,5 (средняя зарплата в России до вычета налогов – 30,3 тысячи рублей). После сентябрьского повышения это соотношение вырастет до 1:14. В США этот показатель равняется 1:3; в Германии – 1:2; в Японии – 1:4. В близких к нам по душевому доходу Хорватии эта пропорция составляет 1:2,5. Российские законодатели получают зарплату на уровне коллег из Франции и Швеции, если смотреть на уровень доходов за год. Подобные зарплаты считаю чрезмерными и не обоснованными! Все увеличения депутатских зарплат в региональных парламентах происходят за счет сокращения финансирования других расходных статей, страдают в первую очередь социальные программы и оплата бюджетникам – учителям, врачам, воспитателям в детских садах. Лично мое мнение: Считаю справедливым, заработную оплату труда депутата областного парламента – две средних зарплаты по России.
Владислав Федорышин, преподаватель ГЭИТИ (Гуманитарно-экономического и информационно-технологического института):
– Я понимаю, что зарплата депутата должна быть выше средней по городу. Средняя сейчас, если не ошибаюсь, около 30 тысяч. Но ещё одна вещь, которую я понимаю, глядя на общую ситуацию, что депутаты даже такие деньги не заработали. Большинство из них, наверное, имеет хорошую основную работу и поэтому не зависит материально от Горсовета или Заксобрания, а жаль: было бы здорово платить строго за качество.
Андрей Алехин, депутат Заксобарния:
– На месте депутатов Красноярского края я бы такого решения не выдвинул и не поддержал. И наша фракция ни в коем случае подобное решение не поддержала бы, если бы это происходило в Омске. Как у них это произошло – надо им же вопрос задать, и депутатам их Законодательного собрания, и губернатору Красноярского края, господину Толоконскому. У нас, я думаю, такая ситуация попросту невозможна, больше мне добавить нечего.
Игорь Федоров, омский блогер:
– Никакой зарплаты. Это должна быть сугубо общественная работа, даже для спикера. Во времена СССР все депутаты работали и совмещали и никто из не помер от голода. Тратиться на депутатов – это нонсенс!
Наталья Яковлева, помощника депутата Заксобрания Омской области:
-Я думаю, что зарплата депутата должна быть средней по региону. Они ведь не за деньгами в депутаты идут, а мечтают помогать людям? Это бы очень приблизило депутатов к народу - тогда они бы и почувствовали ответственность за то, что делают, точнее, за то, чего не делают. Или какую ответственность они имеют в виду? Личной нет, а коллективной бывает только безответственность. Кроме того, как я понимаю, проблема не только в зарплате. Зарплату получают в ЗС не все, а несколько освобожденных, не знаю, сколько человек. Но все депутаты получают около 40 тыс ежемесячно "представительских" - чтобы хорошо выглядеть. Прям девочки гламурные. Зачем им настолько хорошо выглядеть? Пусть выглядят, как люди, которым они служат.
Пускай там будут представлены все социальные слои в натуральном виде. Кроме того, у каждого депутата есть помощники, получающие по 60 тысяч. Что они все делают, для меня загадка. Я вообще тоже помощник депутата, но моя ему помощь заключается в том, что я работаю в газете "Красный путь", и нас, корреспондентов, на одной ставке - четверо. Газета принадлежит КПРФ, но она скорее оциальная, чем партийная. Поэтому я в ней и работаю. ЗС сейчас просто огромный бюрократический аппарат, жрущий бюджетные деньги, кормящийся из бюджета. Какая там может быть демократия? Может быть, было бы правильнее, если бы зарплату своим депутатам платили партии, от которых они идут, а не бюджет?