Мастер-наездник высокого класса, которая на лошади по имени Звездопад блистала на очередных соревнованиях ипподрома, рассказала о «закулисье» омского конного спорта.
– Татьяна, какой, по-вашему, главный «ингредиент» в формуле победы?
– Самое важное – контакт с лошадью. Бывает, что один конь может пройти через 3-5 наездников. Он всё это помнит, это откладывается на его психике. Нужно не просто проехать, а чувствовать лошадь. Некоторые животные, к примеру, могут реагировать на звуки: колокол зазвонит, или человек рядом зашумит – кстати, порой на соревнованиях соперники делают это специально – такая недобросовестная конкуренция. Если контакт с лошадью установлен, ты все эти особенности знаешь и работаешь с ними.
– Вам со Звездопадом пришлось долго налаживать контакт? Кстати, как он получил свое романтичное имя?
– Поначалу мы невзлюбили друг друга, понадобилось некоторое время, чтобы это изменить, притереться. Исход может быть и другим: если у наездника и лошади так и не получилось взаимодействовать эффективно, остается лишь одно – менять скакуна. Что касается имени, оно выбирается не произвольно, в нем обязательно должны присутствовать первые буквы имен отца и матери лошади. Это делается для того, чтобы отслеживать происхождение. Помимо официального имени, у лошадей существуют «свойские» – к примеру, у нас есть жеребенок Твен Пикс, он же Петя.
– Сколько времени в день уходит на тренировки?
– Около 45-50 минут. Для возрастных лошадей – час. Возрастной считается лошадь в возрасте от четырех лет и старше, а начинают тренироваться они обычно с двух лет. Верхняя граница зависит от происхождения, например, «иномарки» (рожденные за рубежом) могут участвовать в соревнованиях в среднем до десяти лет, отечественного производства – до 14. Конечно, учитываем индивидуальные особенности каждой лошади, смотрим, продолжает ли она прогрессировать.
– Много времени вы проводите на ипподроме?
– Встаю в шесть утра, в семь уже здесь – и так вплоть до восьми вечера. А если лошадь заболеет, то и на ночь придется остаться. Следим за лошадьми постоянно, смотрим, как едят, как ведут себя. Над ними трясешься больше, чем над детьми, ведь лошадь не может сказать, что у нее болит – просто показывает своим видом: что-то не так. Им ведь и лекарства нужны те же, что и людям… Я на ипподроме с 1983 года, так что могу смело сказать, что для меня лошади – это жизнь.
– Что дает победа?
– Коню – почет, хозяину приятно. Ведь у каждой лошади есть хозяин, который доверил ее ипподрому, он ее содержит, регулярно навещает, отслеживает ее состояние. Так что, победа доставляет удовольствие не только мне. Что до меня, во время состязаний испытываешь непередаваемое наслаждение: ты летишь, ты весь там! А если соревнования окончились удачно, чувствуешь удовлетворенную усталость.