Старшие товарищи верят, что среди юных депутатов уже есть «новый Манякин».
Сегодня в здании омского городского парламента прошло расширенное заседание Молодёжного общественного совета. Приурочено оно было, понятное дело, ко вчерашнему празднику, и говорили о 12 июня много и охотно. Первым на эту стезю ступил в своём вступительном слове ведущий (да, он был, и провёл за трибуной безвылазно все 2 часа): старательно, с выражением читал он текст «Декларации о государственном суверените РСФСР», а потом – о гражданских идеалах. «Ответственность», «уважение к закону», «справедливость» – вот это всё. После этой явно неизбежной прелюдии слово перешло к Галине Горст, приветствовавшей собравшихся от имени Горсовета.
– День Российской Федерации, который прошёл вчера по всей стране, показал мощь нашего государства и единство наших помыслов, – рассказывала Горст, и в голосе её была слышна настоящая гордость. Дальше она говорила о «нынешнем авторитете России» и о «боевом и трудовом подвиге наших предшественников». – Конечно же, преобразования, которые проходят в нашей стране, внушают оптимизм...
Характер преобразований и, соответственно, природа оптимизма Галины Николаевны остались неизвестными. Далее глава Горсовета сообщила, что видит в собравшихся юных депутатов МОСа настоящих партиотов:
– А каждый патриот хочет, чтобы его дети росли в хорошей, спокойной стране, которая не ведёт боевые действия, и внутри которой тоже всё спокойно...
Возможно, эти слова означали, что нынешняя Россия именно такой страной и является; возможно, они означали что-то другое. Не дав времени на раздумья, Горст перешла к поздравлениям и пожеланиям крепкого здоровья, успехов в личной и общественной. Молсоветовцы энергично похлопали, а слово перешло к главе профильного департамента мэрии Михаилу Расину.
Чиновник начал с рассказа о том, что «гражданственность» и «партиотизм» – неразрывные понятия; потом он перешёл к географии («Вот мир сейчас находится на грани, но Сибирь в любом случае останется жить!») и остановился на истории его собственной семьи. Отец Расина прошёл всю войну и был заведующим кафедрой физической культуры, а потому главе департамента есть на кого равняться. И у депутатов Молодёжного совета тоже обязательно должен быть пример для подражания.
– Может быть, не у каждого отец – фронтовик, – признал Расин и тут же успокоил собравшихся: – Это, наверное, не главное.
От приветствий и поздравлений перешли к вручению наград. Сначала Горст вручила грамоту председателю МОСа Сюзанне Егиян; при этом, помимо всего прочего, были сказаны такие слова:
– Год у нас напряжённый. Мы выбираем Горсовет, мы выбираем мэра... Это ваш выбор!
Тут спикер, конечно, немного напутал: выбирать мэра людям без мандатов уже не позволено.
Далее вышел Степан Бонковский – видный «единоросс» и депутат ЗакСа, представший на сей раз в роли президента фонда развития Омской области имени Манякина. В своей речи он говорил о том, что Манякин ценил результаты труда и что при нём область «процветала» и «гремела на всю страну».
– Я верю, что среди вас есть новый Манякин! – объявил Бонковский. Собравшиеся поддержали эту мысль аплодисментами.
Поле деятельности для «нового Манякина» явно есть, и президент фонда это признаёт:
– Вам предстоит тяжёлое и интересное время, – сообщил он слушателям. – Именно вам предстоит поднимать страну...
Определённые промежуточные успехи в этом нелёгком деле оказались отмечены сегодня медалями. Награды получили всё та же Сюзанна Егиян, депутат Заксобрания Наталья Иванова, председатель социального комитета Молодёжного совета Наталья Шелленберг, а также глава реабилитационного центра «Содружество» и товарищ из стройотряда.
Следующим пунктом в повестке дня была «диалоговая площадка «Роль молодёжи в развитии государства, региона, города». По-видимому, концепция оказалась продуманной не до конца, поскольку вопросов из зала не было, и всё свелось к выступлениям из президиума. Наталья Иванова рассказал о каком-то форуме, об организации других «диалоговых площадок» и (как же без неё) о Великой Отечественной войне.
– Мы посмотрели школьную программу и ужаснулись – там о Великой Отечественной войне всего 6 часов! Что за это время можно узнать? Ни событий, ни фамилий, ни имён – ничего!
Было написано письмо министру образования, но тот ответил, что 6 часов – это нормально и что самообразование никто пока не отменял.
– Мы были ошарашены, – пожаловалась Иванова. – И мы были очень рады, что министр поменялся. Теперь меняются стандарты, меняется программа...
Пришедший уже после начала заседания Алексей Сокин уделил основное внимание теме «Не пытайтесь покинуть Омск». Тут кстати пришлись поговорка «Где родился, там и пригодился» и аргументы типа «Если у вас что-то не получилось в Омске, почему вы думаете, что в Москве получится?»
– А кто хочет остаться, – заключил вице-спикер Горсовета, – тому надо засучить рукава и пойти – в политику так в политику, на Нефтезавод так на Нефтезавод...
Едва ли не единственная реплика с мест принадлежала некоему Михаилу, активисту движения «За жизнь». Речь шла не о том, о чём можно было подумать, а о предложении запретить аборты; 200 тысяч подписей, по словам Михаила, уже собраны, и он настойчиво просил подписаться всех присутствующих.
– Вот вы ведь благодарны родителям за своё рождение, – аргументировал он свою позицию, – вот и дети, которых не хотели рожать, но которые родятся, будут благодарны. Пусть даже они родятся в неблагополучных семьях... Пусть учиться будут не в гимназиях, а в простых школах, и работать будут за 10-12 тысяч...
Но подписываться никто не стал. Егиян, правда, рассказал, что она «против абортов, особенно нелегальных», но всё-таки вспомнила вслух о свободе выбора и о том, что «ситуации бывают разные». Потом ещё одна девушка рассказала о своих планах «создать большую площадку», на которой будут вестись обсуждения с участием даже жителей других городов.
– Вот тогда мы и увидим, какая она, эта молодёжь! – пообещала юная активистка.
Более взрослый голос откуда-то с передних рядов поговорил немного о путинском указе на тему «Десятилетия детства»:
– У меня дочка маленькая, ей 5 лет, и я хочу, чтобы она жила и попадала под этот указ! – таким было своеобразное желание оратора.
Оказалось, что с патриотизмом дело обстоит не так хорошо, как говорили до этого:
– Вот я смотрел сегодня, как вы слушали государственный гимн – пел только Михаил Николаевич Расин! В ходе одного опроса выяснилось, что текст гимна России знает только 1%, а остальные стесняются или ещё что-то...
В общем, есть ещё над чем работать. Признала это в своеобразной форме Егиян, которая, как оказалось, не может понять нынешнюю молодёжь:
– Для меня до сих пор большой вопрос, например, почему молодёжь ходит на митинги каких-то непонятных людей, – поделилась она со слушателями.
До этого момента казалось, что собравшиеся просто проигнорируют вчерашний митинг (заметим – главным образом молодёжный). Сделают вид, что ничего не происходит, что страна неизменно едина и что для того, чтобы «увидеть молодёжь», необходимо создавать некие «площадки» под эгидой властей и «Единой России». Впрочем, во всём этом они, кажется, и так уверены – просто думают, что кое-кого обманули «агенты Госдепа».
В итоге узнать что-нибудь стоящее о «роли молодёжи в развитии государства» не удалось. Видимо, Горсовет – вообще неподходящее для этого место.