Генеральный директор туристического агентства «Три Кита» рассказал, как обстоят дела с кризисом в бизнесе, как с ним бороться, и куда в это непростое время едут в отпуск омичи.
– Сейчас очень много говорят о том, как непросто вести бизнес — на всех фронтах проблемы. Но, скажем, в последний год ощутили ли вы хоть какие-то улучшения?
– Я довольно тесно общаюсь со многими предпринимателями, директорами и по их мнению – и я с ними солидарен – именно все кризисные явления, начиная с 2014 года, набрали силу и эффект основной дали именно в этом году. По строительному бизнесу, по автозапчастям, по туризму, по недвижимости — везде показатели этого года даже хуже прошлого на 20-30 и более процентов. Что касается туризма, то здесь небольшой всплеск по турам в Турцию был, так как их не было в прошлом году, а вообще, в целом, спрос на 20-30% ниже прошлогоднего. Так как мы все видим продажи наших туров, которые происходят по России и СНГ, к тому же — тесно сотрудничаем с Роскурортом, поэтому можем сказать, что не только по нашим собственным продажам, но и в целом, от 20 до 50 процентов в зависимости от ниши наблюдается падение.
– В такое тяжелое время на какие моменты важно обращать внимание, что учитывать, какие стратегии реализовывать?
– В такие годы, понятное дело, нужно организоваться, посерьезнее подойти к анализу затрат, само собой, но, если брать в целом всю ситуацию, всю историю нашего бизнеса — это надежность, стабильная работа. Скажем, наша фирма существует уже 20 лет и в целом ряде ниш считается лидером. И, разумеется, те, кто в авангарде, те, кто лидирует, они даже при таком существенном падении рынков могут оставаться рентабельными.
– Для молодых компаний нет надежды?
– Наверное, есть. Всегда что-то уникальное находится. Но, в целом, когда переживает экономика глубокий кризис, начинающим и молодым особенно тяжело.
– Какие сейчас в плане туризма приоритетные направления? Куда омичи хотят ехать, куда покупают туры?
– Это классика, разумеется, сейчас Турция открылась, поэтому — она, зимой — Тайланд, Вьетнам. По России и СНГ летом — это Боровое, Яровое, Алтай. Почему я не называю Сочи и Крым? Скажем так, это такие уважаемые курорты, но если брать вылеты из Омска, здесь такая прямая с Турцией конкуренция: и перелет трехчасовой, и стоимость примерно совпадает. Здесь очень серьезно проявляется соперничество, и в нем проигрывают наши курорты. Если сейчас откроются полеты на Египет — это будет еще одним ударом по нашим курортам. А вот направления Алтай, Яровое, Боровое — тут конкуренции нет, потому что транспортная доступность другая, стоимость проживания и питания меньше, тур можно купить на 5-7 дней, что в три раза меньше, чем в Сочи или в Турцию. В итоге это и реально дешево и по времени удобно уложиться в отпуск. Если резюмировать, то я выделяю особо Турцию и Алтай, Боровое, Яровое — это основные направления.