Директор «Богатырской заставы» рассказала о том, что на самом деле происходит в палаточных лагерях.
– Елена, в преддверии летнего сезона многие родители думают, не отправить ли детей в палаточный лагерь, такой, как, например, ваш «Богатырская застава». Там свежий воздух, природа, обучение туристическим навыкам. Но многих беспокоит, что с детьми может что-то случится. Обоснованы ли эти страхи?
– Случиться действительно может всё: прошлогодняя трагедия в Карелии, где дети погибли в шторм, до сих пор всем памятна. Но это не значит, что нужно отказаться от работы с детьми, от воспитания и обучения вообще!
В любом лагере, особенно со спортивной составляющей, травмы могут случиться и случаются, и наш – не исключение. Тем более, что у нас в программе рукопашный бой и т.п.
Но отмечу, что борьба с возможностью несчастья ведётся неустанно: оттачиваем внимание педагогов к мелочам, проводим для них семинары, вводим внутренние правила.
Командирами куреней и рощ (это аналог отрядов в обычном лагере) становятся только совершеннолетние ответственные люди, наши выпускники, которые знают специфику лагеря и делают всё возможное для безопасности воспитанников.
– Бывали у вас серьезные несчастные случаи?
– Семь лет назад на «Богатырской заставе» произошёл несчастный случай с ребёнком, получившим на занятии по туризму травму, в результате которой его пришлось даже госпитализировать на 2 недели.
Несмотря на отсутствие вины педагогов (что было установлено компетентными органами), этот случай лёг тенью на репутацию лагеря. По инерции различные проверяющие инстанции в последующие годы превентивно подозревали нас в том, что может случиться что-то ещё.
Однако мы смогли преодолеть инерцию недоверия с помощью профессионализма педагогов и при поддержке детей нашего лагеря и их родителей, которые к нам, в общем-то, недоверия и не проявляли, зная нас лично.
Большинство ребят ездит на «Заставу» из года в год, старших братьев и сестер сменяют младшие. Учитывая, что лагерь православный и многодетных семей много, пустыми мы не остаёмся.
Порой мы с педагогами даже думаем, что, если совсем устанем от проблем, которые нынче остро стоят для всех российских лагерей, то родители будут проводить «Богатырскую заставу» уже без нас... Тем более, что у нас разрешено участвовать в сменах и родителям (конечно, при наличии действующей санитарной книжки). В программе лагеря и они многому уже научились!
– А от каких проблем устают организаторы лагерей больше всего?
– Конечно, одной из основных сложностей в работе любого лагеря является взаимодействие с чиновниками Роспотребнадзора. Постоянно меняются правила и установки сверх нормативных актов общего употребления.
Например, во время смены могут запретить в меню свежие овощи и фрукты во избежание массовых отравлений. Могут потребовать демонтировать посреди смены установленные инженерами Горгаза газовые плиты на кухне и перейти на костровую готовку во избежание взрыва, какой произошёл из-за переносной плитки в Подмосковье.
Могут сначала порекомендовать, исходя из выросших размеров лагеря, сделать скважинный колодец, а затем запретить его использовать во избежание... уж не знаю чего. Нарушить со всеми согласованную программу лагеря и запретить занятия на байдарках и каяках, которые преподают лучшие специалисты Омска.
Запретить военно-патриотическому лагерю обучение парней допризывного возраста стрельбе из спортивного пневматического оружия на специально оборудованной площадке специально подготовленным педагогом.
Причем наши коллеги из других регионов с таким количеством проблем не сталкиваются. Видимо, наш омский Роспотребнадзор – самый действенный и бдительный в стране!
Я говорю об этом без шуток: контроль в области проведения лагерей действительно стоит у нас в регионе на высоком уровне. И это защита от тех, кто захотел бы «нагреть руки» на детском отдыхе. Хорошо бы всем чиновникам в нашей стране работать с такой самоотдачей...
А ещё лучше, чтобы и курирующие нас представители Роспотребнадзора поняли, что руководство омских палаточных лагерей и их команды – это энтузиасты, а не бизнесмены, и им нужно помочь, поправить какие-то недочёты, которых не бывает только у тех, кто ничего не делает...
– Как вообще у вас с мужем и единомышленниками появилась идея проводить православный военно-патриотический палаточный лагерь?
– Прежде чем прийти к идее лагеря мы долго изучали русскую традиционную культуру в экспедициях по всей России, участвовали в фестивалях, семинарах, конференциях, вели различные кружки и студии.
В 2002 году Министерство образования РФ пригласило нас с ребятами, которые тогда у нас занимались, на смену «ХХI век». Там, когда наша «фольклорная» молодёжь заняла все мыслимые и немыслимые места в разных видах детского творчества, представленных во Всероссийском детском центре «Орлёнок».
С того года по России и пошли рождаться многочисленные лагеря, в которые омских педагогов ежегодно приглашали, расхватывая как горячие пирожки. Вообще, наш юбилейный Х-й сезон мог состояться уже прошлым летом!
Ведь первый лагерь в Омске по типу «Застав», уже существовавших у наших единомышленников в Новосибирске, Томске и Санкт-Петербурге, мы планировали провести в 2007 году. Нас об этом очень просили родители омских детей, мечтавших летом оказаться именно в таком лагере.
Непросто собрать средства на оплату путёвки в другом регионе да ещё и на дорогу. Мы подумали и решили: а почему нет, нас уже много, вместе, как говорится, мы сила! Но оказалось, чтобы официально открыть детский палаточный лагерь, надо начать подготовку и запуск документов ещё с осени...
В итоге наши омские педагоги-фольклористы и рукопашники разъехались тем летом по другим городам, где нас с радостью ждали подготовленные площадки и собранные дети. А уже с осени мы включились в работу дома.
Омичам вообще очень повезло: в регионе есть сильные и интересные команды, которые много лет проводят палаточные туристические лагеря. «Зурбаган» и «Пострелята» уже стали известны не только в нашем крае; ежегодно по всей области открывается более 30 палаточных баз... И у всего этого палаточного братства раньше было централизованное и мудрое руководство.
Мы с «Богатырской заставой» ещё застали время, когда для «палаточников» проводили областные семинары, на которых мэтры омского туризма щедро делились с нами, новичками в палаточном деле, своим богатейшим опытом...
Про богатейший опыт я говорю не просто так – не раз программы наших омских палаточных лагерей выигрывали первые и другие призовые места на Всесоюзных, а потом уже Всероссийских конкурсах.
– Кто придумал вам название? Какая у него история? Богатыри – это мальчики, парни, а вы девочек ведь тоже берете?
– Название выбрала я, некоторые были даже против: предлагали называться просто «Омская застава»... Но программу на имеющуюся у нас команду писала я, и название вытекало из сути.
Мы очень любим петь былины о богатырях, и в их личностях вполне просматриваются типы характеров наших педагогов, как бы это самонадеянно ни звучало! А стать богатырями могут не только мальчики, но и девочки! В тех же былинах рассказывается о паляницах...
Речь идёт о том, чтобы на «Богатырской заставе» ребёнок или молодой человек на деле увидел: не в силе Бог, а в правде!
– Кстати, у вас интересная идея – набирать в лагерь мальчиков больше, чем девочек по количеству. Почему?
– Прежде всего из-за одной многогранной проблемы современного общества: утраты женственности. Казалось бы, в этой ситуации надо было набрать одних девочек и помочь им осознать себя, как девочек... Но наша идея несколько отличается.
Наблюдая высокий процент присутствия в детской и молодёжной среде огрубевших девушек, хамящих мальчикам и взрослым людям, готовых отказаться вообще от своей женской природы, мы пришли к выводу, что это очень опасно не только для них самих, но и для оказавшихся рядом парней: образ такой активной девушки-хамки может вообще отвратить мальчишек от желания создать семью... и даже хуже... сами понимаете.
А на «Богатырской заставе» девочек всего треть: поэтому они начинают чувствовать себя на вечёрках настоящими королевами: все хотят их пригласить танцевать, взять за руку в ручейке, выбрать на играх... Даже самые завзятые «пацанки», приехавшие на «Заставу» совсем не ради игр и танцев с мальчиками, а ради настоящей «мужской» жизни, на глазах меняются.
На следующий год они привозят с собой уже не одни джинсы, а несколько роскошных юбок, в которых могут блистать на вечёрке... А некоторые начинают ходить к нам в течение учебного года, участвуя в разных интересных делах.
Вообще, изначально у нас и педагогов-мужчин было значительно больше, чем женщин и девушек... Это сейчас ряды наши неуклонно пополняются мамами, которые приезжают к нам сначала приглядеть за любимым чадом, а потом открываются нам как яркие педагоги и попадают в команду.