Сегодня утром у груды кирпича, которая не так давно была стеной пятиэтажки, собрались представители сразу нескольких ведомств.
Качество зонтика лучше всего проверять в разгар ливня, как уровень компетентности чиновников – во время какой-нибудь чрезвычайной ситуации. Когда нет готовых ответов, никто не подаст чашечку кофе и приходится импровизировать.
Для омских чиновников такой «час испытания» наступил внезапно, вчера вечером. Новость быстро облетела весь Омск: у жилой кирпичной пятиэтажки по улице 50 лет Профсоюзов обвалилась часть стены.
Происшествие обошлось без жертв буквально чудом – под камнепад, по словам очевидцев, мог угодить играющий ребёнок. Никто их жильцов дома также не пострадал, хотя возвращаться в свои квартиры многие отказались. Тем, кто не смог оперативно уехать к друзьям и родственникам, пришлось провести ночь на улице – в автобусе, который оперативно подогнала мэрия. Утром автобус уехал, а проблемы остались.
Группу людей, собравшихся у подъезда проблемного дома после отъезда автобуса, можно было условно разделить на две неравные части – «жители» и «пиджаки». Пиджаки задумчиво ходили вокруг, осматривали трещины в фундаменте и многозначительно о чём-то переговаривались – а жители грустили и негодовали.
«Куда мы только не обращались: и в минстрой, и в прокуратуру. Это ведь не внезапно произошло, уже полтора года бьёмся. И все говорили, что это не к ним, посылали нас друг к другу», – делится болью местная жительница Екатерина.
«Я ещё месяц назад заметила, что с крышей что-то не в порядке. Только вымою балкон – сразу песок какой-то появляется. А это цемент, вы посмотрите, его пальцами крошить можно. Плиты на крыше просто выдавливают кирпич, вот стена и рухнула. И ещё рухнет: смотрите, вон стену вспучило, вон, вот тут прямо над подъездом», – соглашается с соседкой владелица 26-й квартиры.
Меандры крыши действительно выглядят пугающе – настолько, что некоторые фотографы даже не решаются подойти поближе и запечатлеть их снизу. Казалось бы, самое время подгонять строительную технику и экстренно расселять жильцов – но нет. Мэрия, по словам жильцов, ограничилась ночным автобусом. Самый большой пиджак этим утром на главе Госжилинспекции Сергее Плисове, так что обязанность объяснить противоречие падает на него.
«Дом необходимо или признавать ветхим и расселять, или капитально ремонтировать. Но для этого его должна обследовать специализированная организация, составить акт. Тогда уже можно будет принимать решение. Думаю, по данному вопросу создают комиссию, выработают меры», – сообщает он. Кирпичный «бугор» в стене продолжает многозначительно нависать.
Инспекция, конечно же, знала о плачевном состоянии дома. Весной, по многочисленным жалобам жителей, ГЖИ провела проверку и 28-го апреля обязала управляющую компанию – «ЖКХ Сервис» – устранить аварийную ситуацию. Коммунальщики, получив это предписание, действовали быстро и решительно: уже первого мая они официально отказались от обслуживания проблемного дома и растворились в тумане. А через десять дней произошла авария.
Плисов уверяет, что Госжилинспекция будет ловить и карать злодеев, а затем заставит их через суд всё-таки разобраться с проблемным домом. Однако сами жители по этому поводу настроены скептически.
«Инспекции, проверки, суды... А если крыша рухнет и нас похоронят завтра, кто за это будет отвечать?» – негодует старшая по дому Татьяна Грешных.
По её словам, жильцы и сами планировали пойти в суд – буквально через несколько дней, спорить с управляющей компанией по поводу ремонта крыши, которую сначала включили в план капремонта на 16-й год, затем перенесли на 18-й, потом опять не включили в список... Но стена успела раньше.
«Когда же мы со своей проблемой пришли в марте в минстрой, нам Зенкович (зам министра строительства – прим. БК) в грубой форме ответил: мы, мол, не скорая помощь. И вообще, сказал, вам тут не Советский Союз», – негодует Татьяна Николаевна.
Сейчас, по её словам, жильцам предлагают провести экспертизу – за свой счёт. И уже после этого можно будет предпринимать какие-то юридические шаги.
«В Жилищном кодексе прописан чёткий порядок содержания общего имущества, к которому согласно 9-й статье относятся и стены, и крыша. Так что жильцы должны принять решение, определить источники финансирования, найти исполнителя работы», – соглашается замглавы департамента городского хозяйства Дмитрий Зярко. Пиджаки у сотрудников мэрии поменьше, чем у Плисова, но держать ответ перед жителями всё равно приходится.
«Где мы будем жить?» – вопрошают люди.
«Расселением занимается департамент жилищной политики. А он говорит, что нет вариантов, только 22-го Партсъезда», – отвечают чиновники. Но их слова заглушают возмущённые выкрики.
«А вещи куда? Вещи здесь оставить? Там же койко-место! Я там была, стоя спала!»
«Ну нету. У нас, к сожалению, нет ничего другого в распоряжении», – признаются представители департамента.
Больше всего вопросов и у жителей, и у надзорных органов к представителям «ЖКХ Сервиса». Почему компания довела крышу до такого состояния, что за чехарда с переносом капитального ремонта, почему вместо выполнения предписания коммунальщики решили «соскочить»? Да только спрашивать не с кого: представители «ЖКХ Сервиса» в это утро сюда весьма предусмотрительно не пришли.
Нет сомнений, что все необходимые шестерёнки государственной машины теперь придут в движение. Прокуратура проведёт проверку, Госжилинспекция подаст в суд, мэрия проведёт проверку. Со временем дом признают аварийным и расселят, всё как положено.
Вот только – не тот ли это случай, когда необходимо сделать что-то сверх предусмотренных законом процедур? Прыгать выше головы, импровизировать, принимать неочевидные решения? Чрезвычайное происшествие же, в конце концов.