Общественная безопасность – это вопрос государственной важности. К сожалению, сегодня приходится признать, что существует угроза общественной безопасности в лице терроризма. Теракт – это жестокий, циничный поступок, который, в числе прочего, вредит престижу государства, меняет раскладку сил на мировой арене.

Естественно, что государство, которое заботится о благополучии своих граждан, борется с терроризмом, и эта борьба имеет высший государственный приоритет.

После недавнего теракта в петербургском метрополитене, в России были существенно усилены меры безопасности. Но коснулось усиление мер безопасности крупного промышленного приграничного города-миллионника – Омска?

Одной из частых мишеней террористов становится сектор общественных перевозок. Готов ли омский общественный транспорт дать отпор террористам?

Начать надо с того, что далеко не весь общественный транспорт в Омске перевозит пассажиров легально. Помимо работающих на законных основаниях муниципальных транспортных предприятий и ряда частных перевозчиков, существует довольно весомый пласт нелегальных перевозчиков. И если муниципальные перевозчики призваны соблюдать регламенты безопасности, находятся «на виду» и легко могут стать объектами проверок со стороны гражданских и силовых ведомств, то нелегальных перевозчиков это касается в последнюю очередь. Какую опасность может в себе нести наличие такого непрозрачного игрока в сфере пассажирских перевозок?

vgUCKBx3jE4.jpg

В свете обеспечения безопасности перевозка пассажиров нелегальными перевозчиками это целый комплекс серьёзных проблем:

1. отсутствие данных о водителе транспортного средства.
В муниципальных транспортных предприятиях имеются все данные о водителях (и кондукторах) трамваев, троллейбусов и автобусов. Каждый водитель (и кондуктор) официально трудоустроен.

Каждый водитель троллейбуса, автобуса и трамвая имеет за плечами практику и стаж работы. Те, кто садится за руль автобуса, троллейбуса или трамвая после долгого перерыва, проходят обкатку без пассажиров с водителем-наставником.
Более того, непосредственно в работе на маршруте водители муниципального общественного транспорта находятся под контролем водителя-бригадира маршрута в дополнение к ревизорам, диспетчерам, сотрудникам ГИБДД, УГАДН и контролёрам Департамента транспорта. Человек со стороны просто не сможет оказаться за рулём троллейбуса, автобуса или трамвая.
Каждый водитель автобуса, троллейбуса и трамвая проходит обязательный предрейсовый и послерейсовый контроль медика.
Время работы водителей трамваев, троллейбусов и автобусов фиксируется, переработки строго-настрого запрещены.
Каждому пассажиру муниципального общественного транспорта доступны данные водителя, кондуктора и транспортного предприятия, которые его обслуживают.

xiul-guoq2Y.jpg

За рулём же нелегальной маршрутки запросто может оказаться террорист-смертник, как уже оказывались наркоманы и лица, находящиеся в розыске http://www.omskinform.ru. Омичи уже давно привыкли к полной безнаказанности маршрутных такси. У рядового омича даже не вызовет подозрений водитель маршрутки плохо говорящий по-русски, а уж работой водителей маршруток без гражданства, без регистрации, без разрешения на работу, без водительских прав, да и вообще без документов, омичей не удивить. Более того, находятся даже сердобольные граждане, которые будут защищать таких водителей.

2. отсутствие данных о транспортном средстве на маршруте.
Все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи приписаны к муниципальным транспортным предприятиям и выходят на маршрут в соответствии с определённым количеством транспортных средств, утверждённых в реестре маршрутов. Исключение составляют случаи нехватки технически исправных троллейбусов, автобусов, технически неисправные транспортные средства на маршруты не выпускаются.

Более того, на маршрут выпускаются автобусы, троллейбусы и трамваи только с исправными GPS/ГЛОНАСС-навигаторами. В случае выхода из строя навигатора, транспортное средство возвращается в депо или ПАТП и заменяется на транспорт с исправным навигатором. Таким образом, любой желающий может проверить количество, местоположение, направление движения, прогноз прибытия муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев и даже приписку их к транспортным предприятиям и их гаражные номера.

wq-B6NgpJNA.jpg

Точного количества маршрутных такси на маршруте же в Омске никто сказать не может. Ведь даже на легальных маршрутах маршрутных такси больше, чем заявлено в реестре, а, в случае проверок, водители передают друг другу маршрутные карты и их клоны.
И ещё, в случае проверок, маршрутные такси с лёгкостью меняют маршрут или вообще временно сходят с маршрута.
В таком бардаке, естественно, проще простого запустить маршрутку, начинённую взрывчаткой, в самое многолюдное место, чтобы обеспечить максимальное количество жертв теракта, чтобы нанести максимальный урон городу, стране и отношению между странами.

3. отсутствие централизованного ночного отстоя и хранения маршрутных такси.
Весь муниципальный транспорт хранится и обслуживается на специально отведённых площадях (ПАТП и депо) с контролируемым доступом. Трамвайное, троллейбусные депо и автобусные ПАТП обнесены заборами, на входах и взъездах оборудованы контрольно-пропускные пункты, дежурит охрана, организовано видеонаблюдение, осуществляется контроль доступа на территорию.

На территории депо и ПАТП трамваи, троллейбусы и автобусы проходят обслуживание и ежедневый осмотр перед выпуском на линию.
В это же время маршрутные такси, зачастую, хранятся прямо на улице. И это серьёзно упрощает задачу террористам заминировать маршрутное такси (не дай Боже).
Принимая во внимание тот факт, что, зачастую, водители маршрутных такси не проводят ежедневный осмотр, вероятность выхода заминированной маршрутки в линию очень велика.

4. низкая финансовая дисциплина и оборот чёрного нала.
В муниципальных транспортных предприятиях вся финансовая система работает в рамках закона. В автобусе, троллейбусе или трамвае Вам обязательно выдадут билет-чек (который по-совместительству является ещё страховой квитанцией, ибо каждый пассажир муниципального транспорта застрахован во время поездки). Невыдача билета кондуктором – это из ряда вон выходящий случай, за который кондукторов жёстко штрафуют и даже увольняют с работы.
Средства от размещения рекламы или другого коммерческого использования муниципального транспорта поступают на расчётные счета предприятий. Таким образом, каждая копейка, поступающая в бюджет муниципальных транспортных предприятий учитывается.

Расходуются средства тоже в строго определённом порядке, например, закупка запчастей происходит по конкурсу через госзакупки, а выплата заработной платы сотрудникам – строго «в белую» с выплатой налогов и обязательных отчислений.
Что касается маршрутных такси, то здесь никто не может сказать, сколько же выручки получено частниками. Система их налогооблажения (ЕНВД, патент), даже в случаях, когда вся бухгалтерия честная, не учитывает поступлений наличных денежных средств от пассажиров. И именно поток неучтённого чёрного нала наиболее удобен для финансирования криминала, в том числе терроризма.

Несмотря на описанные выше негативные моменты, связанные с работой нелегальных перевозчиков, складывается стойкое ощущение, что работой по переводу сферы пассажирских перевозок в правовое поле занят только Департамент транспорта мэрии города Омска. При этом на Департамент транспорта оказывается колоссальное давление со стороны бизнеса и, возможно, криминала, чьи интересы затрагиваются.

Так, действие Федерального закона 220-ФЗ бело отсрочено на несколько месяцев «По договоренности с губернатором Виктором Назаровым». Правительством Омской области не выполняется, а можно сказать даже саботируется работа по исполнению федерального закона 220-ФЗ, протоколы об административных правонарушениях выписываются на водителей маршрутных такси (на физическое лицо, а не на юридическое), отдельные протоколы о правонарушениях в судах объединяются в один, чтобы нелегальный перевозчик понёс меньшую ответственность (это как если бы киллера, убившего 23 человека, судили бы только за один факт убийства), а наложение штрафов и исполнение судебных производств не контролируется. А как понять оплату льготников областью, если перевоздчик по закону «нелегал»?

Определённым силам очень невыгодно приведение сферы пассажирских перевозок в Омске в правовое поле. Но эти заигрывания с криминалом могут обернутся очень плохо для России и её государственных интересов.

Статью подготовил: Юрий Романовский и Константин Каштанов.