Организатор индивидуального жилья из Ракитинки рассказал о своём видении газификации по-омски.

Тема газоснабжения мне очень знакома. Я столкнулся с ней в 2011 году, проводя газ в своей деревне Рактинка. Уже после этого вышло постановление правительства РФ 1314, которое ограничивает стоимость газификации 50 тысячами рублей; в связи с инфляцией эта сумма увеличилась, кажется, до 59 тысяч. Что делает РЭК? Она вычленяет стоимость пуска газа, который нужно оплачивать по отдельному тарифу, и отдельно берёт деньги за опрессовку и за врезку в сеть, хотя так быть не может. При этом цену врезки они называют, когда уже всё готово и осталось только подключить. То есть люди уже всё сделали, вложили деньги, а потом им говорят: "Платите ещё и за это".

Тариф на врезку составлял до недавнего времени 10 с половиной тысяч рублей. Вся эта работа – опуститься в уже выкопанную яму и прорезать пластик – занимает 15 минут. Но с этого года РЭК подняла тариф до 55 тысяч. Я пришёл к ним, говорю: «Объясните, каким образом тариф мог увеличиться в 5 с половиной раз». А мне отвечают: «Компания стала использовать более дорогостоящее оборудование». Я попросил обосновать это – мне предложили написать заявление. Написал, прихожу за ответом, но мне дают то, что можно и так прочитать на сайте РЭК: «Тариф утверждён в соответствии с положениями такими-то». При этом раньше мне показывали таблицу с видами работ и их стоимостью, а теперь дают ответ без таблицы. Почему? Оказалось, что руководство распорядилось мне эту таблицу не давать. В результате мне пришлось написать ещё одно заявление, в котором я потребовал расписать все виды работ и объяснить, как у них получился тариф в 55 тысяч.

Отдельный интерес в связи с темой газификации вызывает «Омскгазсеть». Это ведь фактически компания «Рога и копыта»! Она создана, чтобы качать деньги, и никаких работ она не выполняет. По договору всё делает «Горгаз», и при этом у «Омскгазсети» более высокие тарифы. Учитывая масштабы этого бизнеса, то, сколько народа газифицируется, можно уверенно сказать, что это «халявные» даже не миллионы, а миллиарды рублей!

Я пытался увещевать членов РЭК, предлагал им представить, насколько неэффективны эти компании, если они действительно несут настолько высокие затраты. Говорил им: «Возьмите сметы частных фирм, которые занимаются газификацией, ведь у них получается намного дешевле! Как вы можете обосновать запредельные тарифы для «Горгаза» и «Омскгазсети»?» Но они не могут на этот вопрос ответить. Получается, что у нас хозяйничают монополии. Они дают понять людям: «Хотите пользоваться газом в Сибири? Платите любые деньги!» В неофициальном порядке уже в 300 тысяч рублей оценивают подключение дома к газу – такой вот порядок аппетитов. Такие вот чудеса...

Я бы назвал наши годы «не 90-е, но лихие». Я помню то время, и ничего «лихого» я там не видел. По моим ощущениям, это было время надежд и перемен. Если я и встречался с бандитами, то они были не слишком жадными. Сейчас настоящие бандиты сидят в кабинетах, и вооружены они не битами, а постановлениями РЭК. И тут уж точно никто не проскользнёт...