Почему лакомый участок в самом центре города ушел без аукциона как земли сельхозназначения?

Далеко-далеко за полями, за лесами, дорогами и метромостом, под Красным Фонарём в самом центре Омска творятся странные делишки. «Коррупция!» – воскликнет один. «Праведное огородничество!» – не согласится другой. «Бизнес-курс» попробовал разобраться в этой сказочной истории.

Жил-был в 90-х годах земельный участок на Орджоникидзе. Тогда здесь, у перекрёстка не самых значимых улиц, стояла всего пара стареньких домов да несколько гаражей, возле которых местные мужички жарили шашлычки. Сложно было представить, что всего через десять лет всё изменится: по Фрунзе/Булатова пройдёт дорога с метромоста, а вокруг, как по волшебству, вырастут рестораны и офисные комплексы.

Сильные мира сего, конечно же, знали об этих планах. На «козырное» место, по слухам, положило руку само Управление Федеральной службы безопасности – для строительства нового корпуса. Потому, говорят, и не тронул этот уголок старого Омска с гаражами ни один застройщик.

До поры до времени. Скоро сказка сказывается, да не скоро метро строится: метромост с развязкой возвели только к 2005-му. А через пять лет на участок с гаражами «зашёл» владелец заводов, газет, пароходов – омский магнат ночных клубов, рекламы и таксомотора Юрий Шалыгин. Бизнесмен не без помощи «решал» в правоохранительных органах оформил под себя часть земли, снёс один из домиков (второй к тому моменту очень удачно сгорел) и построил известный всем омичам ресторан-отель «Малибу», прозванный в народе как «красный фонарь». Куда же делась невидимая рука ФСБ? Да тут же осталась, рядышком.

Полцарства за фонарь

Ведь лакомый участок у развязки отдали «Малибу» не целиком. Большую часть поделили между собой «Омские кабельные сети» и некий гражданин Павлов Д.Б., взявшие два участка в аренду у мэрии без конкурса. Цепочка прослеживается простая: Дмитрий Борисович Павлов – нынешний глава «Омских кабельных сетей» и ставленник Виктора Камерцеля в Заксобрании, а сам Виктор Яковлевич был тогда хорошим другом и «­бизнес-партнёром» главы местного ФСБ Гирфанова. Раз-два-три, следите за руками.

Интересно, что два лакомых куска земли в самом центре города «ОКС» и Павлов, в прошлом друг Яши, сына всемогущего генерала Камерцеля, получили на сказочных условиях: без аукциона по заявленной ими самими цене. Департамент имущества при мэре Шрейдере, входящим и сейчас в «камерцелевский» клан, просто передал им эти участки «в порядке, не предусматривающем проведение торгов».

Такой порядок в российском законодательстве действительно есть. Однако если исключить из него «прямые указы президента», «право на первоочередное приобретение» и прочие явно не относящиеся к делу случаи, останется не так много поводов. И большая их часть связана с сельским хозяйством – выпас скота, предоставление земли крестьянско-фермерским хозяйствам и, конечно же, огородничество. Благо сам участок 55:36:040102:2140, судя по Публичной кадастровой карте, предназначается «для прочих объектов лесного хозяйства».

Огороды в омском депимущества времен мэра Шрейдера очень любят. Стоит вспомнить хотя бы знаменитые «огороды Гамбурга»: участки земли в Чукреевке, которые были так же без торгов и за весьма скромные суммы проданы нескольким предприимчивым дельцам. Те порезали их на доли и продали под элитные коттеджи по гораздо более рыночным ценам. Разводить огороды в центре Омска, конечно же, тоже никто не планировал – участку быстро «пробили» определение «для строительства общественно-делового комплекса», а соседнему 55:36:040102:6162 – «для временного складирования и хранения стройматериалов». Однако то ли звёзды не сложились, то ли мировой экономический кризис невовремя грянул, но строить близ «Малибу» очередной офисный комплекс пока не стали.

Лет пять участок использовался по прямому «лесному» назначению – на нём росли трава и небольшие кусты. Однако в 16-м владелец проснулся, обнёс территорию забором. «На этом месте будет возведён общественно-деловой комплекс», – гласит объявление. Казалось бы, зачем? Рынок коммерческой аренды в ужасном состоянии, площади в существующих комплексах пустуют, застройщики застроили так много, что не могут распродать и банкротятся, так почему нужно начинать стройку именно сейчас? Очень просто: скоро весь участок может превратиться в тыкву.

Уж полночь близится

Оба земельных участка до сих пор являются собственностью города, Павлов их просто арендует. И сроки аренды вот-вот истекут, после чего прости-прощай, земля в центре Омска. Если, конечно, не построить там указанный деловой центр. Потому, видимо, и стартовала эта стройка, потому начали забивать сваи – когда у здания будет хотя бы фундамент, его можно признать «объектом незавершённого строительства». А с ним гораздо проще будет добиться перезаключения договора, условия которого наверняка очень выгодны для арендатора. Вот вы, например, стали бы несколько лет держать участок пустым и выращивать на нём отменный газон, если бы арендная плата была существенной? Вряд ли, вряд ли. И здесь, казалось бы, самое время выйти на сцену представителям мэрии. Бюджет у нас небольшой и дефицитный, денег хронически не хватает. Так вот же они, несколько миллионов в год! Земля в самом центре Омска, хорошая транспортная доступность, пять минут от метро! На аукционе с руками оторвут. Всего-то нужно оспорить в суде договоры аренды, доказать, что выделение участков произошло с ошибками. А там, может, и прокуратура подтянется, подсчитав, сколько миллионов рублей бюджет недополучил за эти годы.

Но молчат мэрские юристы, только грохот забиваемых свай слышно. Это вам ведь не «ларёчников» в судах валить, не с горожанами судиться за вырубленные и пропавшие под снегом деревья – тут цельный генерал-майор МВД. Такой и стукнуть может.

Ну, а если серьезно, то на скамье подсудимых, по мнению «БК», рядом с Гамбургом и Меренковым должны были сидеть истинные лидеры ОЧГ (организованной чиновничьей группы). И фамилии тут даже называть не надо. Все и так понятно...

Читайте по теме: «Как с этим жить? Бизнес-империя генерала Камерцеля» («БК» № 29 (654) от 03.08.2016).