Городской музей «Искусство Омска» готовится к новоселью.

Еще в начале февраля директор департамента культуры мэрии Владимир Шалак заявил о желании продать 2 корпуса главного муниципального хранилища искусств с целью завершить ремонт Омской крепости. Помещений, пусть аварийных, «Искусство...» уже почти лишилось, а вот "крепостным" еще не стало.

О ситуации и о своей работе БК55 рассказала директор муниципального музея «Искусство Омска» Лариса Тимкова.

– Омская крепость, о которой много говорилось в последние несколько лет, но которая так пока и не стала одной из главных туристических составляющих столицы региона, наконец, приводится в порядок. Вашему музею предложено там помещение. Это новый виток в истории «Искусства Омска»?

– Я уже один раз получала такое предложение шесть лет назад, поэтому отношусь осторожно к любым подобным разговорам. Насколько мне известно, пока окончательное решение по этому вопросу не принято. Но если музей все-таки окажется в историческом пространстве крепости, это будет вполне разумное решение, аналоги подобного расположения современных художественных галерей и музеев современного искусства существуют, это обычная практика.

– Коллекция главного муниципального музея велика. Я знаю, что она все время пополняется. Вот Владимир Кудринский, известный фотограф, подарил свой немаленький архив. Хватит ли места для всех ваших экспонатов в Омской крепости?

– Она не просто пополняется, а активно комплектуется, периодически мы принимаем в музейный фонд большие монографические коллекции, как в случае с В.Ф. Кудринским. Площади для современных музеев всегда планируются «на вырост», а в камерных исторических пространствах эти проблемы закладываются изначально. Очень хочется, чтобы все, от кого зависят судьбы музеев, помнили, что музей – это не кабинет краеведения в пятнадцатиметровом классе средней школы, а учреждение, где проводится сложная работа – не только экспозиционная, исследовательская, но и хранительская, реставрационная и т.д. И всю эту работу на банкетке возле кассы организовать невозможно.

– Со стороны есть ощущение, что ваш музей, несмотря на проблемы со зданием, динамично и активно развивающееся учреждение культуры. Сложно держать такую марку? Многие убеждены, что если выставку организует Тимкова, это значит, что экспозиция будет на уровне. Вам бывает за что-то стыдно?

– Мне кажется, что самое главное достижение коллектива последних лет – создание позитивного образа музея. Мы прекратили уговаривать, просить и требовать, работаем скорее вопреки, надеясь только на собственные силы. Выставочная работа теперь ответственность моего заместителя по научной работе Е. Груздова, с которой он успешно справляется. За творческую работу мне не бывает стыдно. Мне бывает стыдно перед сотрудниками за их низкую зарплату. Стыдно перед омичами за разрушенные музейные здания и покосившиеся заборы. Стыдно перед посетителями и художниками за некомфортный для работы выставочный зал.

– Притча во языцех зарплата музейных сотрудников. Ваши родные никогда вам не говорили: «Лариса, может, стоило найти более прибыльную работу?». Например, чиновником?

– В чиновники я вряд ли бы подошла, я стараюсь отвечать за свои слова. А предложения попроще были, хотя и не очень настойчивые. Я сама принимала решения и несла за них ответственность, даже если они были не самыми удачными.

– Музей недавно отметил 26-летие, шесть (с ноября 2010)  из них с вами в качестве директора. Женщина-руководитель – это сложно? Есть ли отличия руководства бизнесом и культучреждением, на ваш взгляд?

– Женщина-руководитель – это и сложно, и просто. В зависимости от многих обстоятельств, в составе какой команды работаешь, как складываются отношения. Женщина не всегда рационально подходит к организации работы, для нее важна атмосфера гармоничного эмоционального состояния. Очень часто, работая в комиссиях, я бываю одна среди мужчин-руководителей, и чувствую себя там неплохо. Хотя не думаю, что гендерный принцип должен быть определяющим в назначении руководителем, на мой взгляд, гораздо важнее его профессиональные и деловые качества.

Мне несложно работать директором музея, т.к. у меня за плечами большой опыт музейной работы в разных подразделениях, самым важным из которых стала организация выставок, где невозможно остановиться на локальных обязанностях. Это была большая самостоятельная работа, включавшая переговоры с самыми разными владельцами – от столичных музеев до частных коллекционеров, партнерами и спонсорами, заключение договоров, подготовку рекламных материалов, транспортировку, хранение и много других вопросов.

У меня нет опыта в руководстве бизнесом, но думаю, что там больше самостоятельности и возможности принятия собственных решений. Музей – это особое учреждение, он действует в жестких рамках правил, установленных и контролируемых МК РФ, на которые не всегда могут влиять региональные власти.

– Для вас, как для руководителя, год 300-летия Омска каким был? Какие перспективы есть у муниципального музея города, о котором все говорят, что его население сокращается? Или в своей сфере недостатка потребителей услуг вы не ощущаете?

– Основные наши мероприятия планировались задолго до юбилея, поэтому интриги в наших планах не было – мы подводили итог своему проекту «Мой город», собрав произведения победителей конкурса за десять лет его работы. Но юбилейная выставка была особым мероприятием, рассчитанным на более массового зрителя, поэтому мы ее продублировали в качестве уличной выставки на площади у музыкального театра.

Альбом, который вышел по итогам более чем десятилетнего проекта «Мой город», реализованного городским музеем «Искусство Омска»

Работая таким образом, мы пока не испытываем недостатка в зрителях, ими становятся все горожане. Хотя, если говорить о полноценной музейной деятельности, и наши перспективы, и возможные проблемы еще впереди.