Перед самодурством Госдумы оказались бессильны и чиновники, и рядовые горожане.

Вечером понедельника в Омске вновь обсуждали принципы формирования нового норматива по ОДН. С болью, гневом и отчаянием.

Всего в конференц-зале администрации Центрального района собралось почти четыреста человек – старшие по домам, сотрудники управляющих компаний, представители коммунальщиков и Региональной энергетической комиссии. Инициатором встречи стал Александр Лихачёв, а проходила она под эгидой возглавляемого им «Общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ».

Плату за общедомовые нужды в России лихорадит с начала января – после того, как Госдума в бесконечной мудрости своей постановила считать ОДН не по фактическому потреблению, а по нормативу. Предоставить формулу для его расчёта депутаты забыли, потому некоторые управляющие компании радостно «вкатили» горожанам старый норматив, в результате чего цифры в квитанциях существенно выросли.

Беда затронула всех, так что не самый маленький зал был заполнен до предела. Люди приносили новые стулья, сидели в проходах, жались к стенам. Чувствовались в этом собрании гнев и затаённая ярость: старшие по домам показывали друг другу квитанции, громко о чём-то негодовали. Но разом затихли, стоило одной из пожилых женщин выйти на трибуну и попросить слова.

«Товарищи! Мы написали письмо ко всем ветвям власти, потому что проблему нельзя решить на уровне Омска, – начала она, – ситуация очень напряжённая, власть слишком часто меняет жилищный кодекс, а с новыми нормативами по ОДН только наш дом за год переплатит 246 тысяч за электричество!»

Зал слушал внимательно и с явным одобрением, а на тех, кто пытался перебить женщину, яростно шикали. Чиновников, которым пришлось взять слово вслед за ней, ожидал совсем не такой тёплый приём.

Ради встречи со старшими по домам Лихачёв собрал достаточно внушительную делегацию – замгубернатора Станислава Гребенщикова, начальника Госжилинспекции Сергея Плисова, и.о. главы РЭКа Алексея Тихомирова и его зама Игоря Михайлова. Задачей этой «бригады» было объяснить горожанам, что следует сделать для формирования правильного тарифа и как можно его уменьшить – да вот люди, как оказалось, хотели другого. Омичи хотели крови.

Первым «под раздачу» попал Гребенщиков – его выступление то и дело прерывалось выкриками, а когда зампред правительства заговорил о том, что власть не позволит сделать потребителя крайним – зал просто взорвался оглушительным хохотом и свистом.

«Если вы хотите пошуметь, то шумите, а у меня есть другие дела», – укоризненно сказал Гребенщиков, и его обида была вполне искренней.

Ведь областные власти на самом деле не имеют отношения к новому закону, более того, до последнего надеялись, что Госдума одумается и не станет его принимать. Закон – это закон, и нарушать его нельзя, но правительство региона активно работает, собирает мнения, привлекает экспертов, формирует наиболее щадящую методику расчёта нормативов. Да, в ней будут свои огрехи, но именно здесь власти нужна будет обратная связь от общества.

Общество к этому предложению отнеслось двояко. Кто-то задумался, кто-то продолжил клеймить чиновников. Больше всех досталось Плисову: как только кто-нибудь из выступающих упоминал Госжилинспекцию, боевая бабушка со второго ряда кричала: «Продажные шкуры!» Плисов морщился, нервно теребил ручку, потом к нему возвращалось спокойствие, но тут кто-то вновь произносил злосчастное слово, и всё повторялось.

Больше всего вопросов вызвало выступление Игоря Михайлова, который объяснил принципы формирования нового норматива. Для того, чтобы РЭК корректно посчитал потребление, управляющие компании должны предоставить целый ворох документов – площадь подъездов, чердаков и подвалов, количество лампочек и состояние проводки, данные об износе лифтов, сетей и насосов, количество этажей и жильцов...

«Зачем нам это, почему нельзя просто посчитать по счётчику?» – недоумевали горожане.

Потому, что закон запрещает – отвечали чиновники. Но остроты проблемы это не сняло, и вопрос про счётчики звучал ещё много раз – после каждого выступления, в каждый удобный момент. Негодование старших по домам можно понять, ведь общедомовые приборы учёта – вещь недешёвая, на то, чтобы их поставить, пришлось потратить немало времени и нервов. А теперь раз – и с лёгкой руки депутатов Госдумы это потеряло всякий смысл.

«Да давайте просто всем городом не платить за ОДН, тогда они задумаются!» – выкрикивает возмущённый оратор.

«Но тогда управляющие компании будут подавать в суд, и суды вы проиграете», – возражают чиновники.

«Всех не перевешаете», – мрачно шепчет народ.

Порой возникало ощущение, что пенсионеры воспринимают Власть как нечто цельное, единое. Вновь и вновь они спрашивали, зачем и доколе, вновь и вновь чиновники отвечали, что это не в их компетенции, что виновата Москва.

Привнести в происходящее толику практичности попробовал Лихачёв. Он рассказал о нескольких способах уменьшить норматив, например, сдать нежилые помещения в аренду, ведь тогда они исключаются из площади, с которой платятся ОДН. Кроме того, горожанам следует бдительно следить за тем, какие данные о доме отправляет УК, ведь в интересах коммунальщиков – «накрутить» норматив. Выкладывать эти данные планируют на портале РЭКа, так что ознакомиться с ними сможет каждый.

«Но почему, почему нельзя просто платить за то, что мы фактически потребляем?» – недоумевали омичи.

«Родина так решила», – отрезал Лихачёв.

Лучше, наверное, и не скажешь.