Юный омский изобретатель и победитель Балтийского научно-инженерного конкурса рассказал о своем марсоходе и пофилософствовал на тему иммиграции в Америку.

– Артем, у твоего марсохода есть контейнер для сбора грунта, в котором ты хочешь выращивать картофель. Ты выбрал этот овощ, вдохновившись «Марсианином»?

– Да, действительно. Модуль марсохода должен забрать марсианский грунт и попытаться в нем вырастить картофель. Я просто решил «поприкалываться» на эту тему с «Марсианином». Еще можно посадить помидоры, по российской традиции. А вот огурцы точно не буду расти.

– Расскажи о своем изобретении. Что необычного в этом марсоходе?

– Мой марсоход не ищет жизнь на планете, как делают это остальные. Мы ищем место посадки земного корабля на Марс, чтобы создать там свою жизнь. Он определяет препятствия с помощью датчиков и камеры. Модель выполнена в масштабе 1:8. Та модель, которую я буду представлять в США на конкурсе Intel ISEF, будет в таком же масштабе, но более доработанная, без проблем с механикой.

– А тебя есть другие увлечения, кроме робототехники?

– Я даже могу назвать себя разносторонней личностью. Я слушаю хеви-металл, очень люблю эту музыку. Я увлекаюсь игрой на гитаре, но петь не умею совсем. Люблю отдых на природе, ходить в походы, на рыбалку. Люблю опыты с электричеством и иногда не соблюдаю технику безопасности.

После окончания школы, куда ты пойдешь дальше?  

– Я собираюсь поступать в МГТУ им. Баумана, если конечно сдам ЕГЭ. Если не сдам, то пойду в армию. В школе я не отличник и даже не ударник. У меня есть проблемы с математикой, с физикой по ЕГЭ-шным задачам. Я инженер-практик, а не олимпиадник.

– С чего начинать, если человек хочет начать делать роботов?

– Если появилось желание – открываешь интернет и начинаешь изучать основы электротехники. Со временем приходит понимание механики, но для всего нужно терпение. Я думаю, что ни в коем случае не нужно начинать работать с LEGO-роботами. Я против этого, потому что у детей формируется неправильное понимание того, как все работает. Впоследствии очень трудно переключиться на нормальные вещи.

– Чьей работой ты вдохновляешься?

– Для меня всегда была интересна тема истории советской космонавтики. Есть два человека: Сергей Павлович Королев и Глеб Лозино-Лозинский. Я считаю их гениальными людьми – на Королева я даже молился несколько раз, хоть я и не верующий. Королев сделал настоящий прорыв, первым предложив систему откидывания отработавших блоков ракет-носителей. Он стоял во главе разработки модуля, в котором летал Гагарин.
А Лозино-Лозинский сумел разработать «Буран» – гениальную машину. Под его руководством проектировался этот аппарат и все алгоритмы, по которым он работал. Это гениальное изобретение человека, наивысшая точка развития всей мировой космонавтики. Никто в мире еще не смог повторить такого успеха. Вот на них и стоит равняться.

– Как родители относятся к твоему хобби?

– С пониманием относятся и дают время заниматься разработками. Финансирование всех изобретений ложится на их плечи, потому что никакой поддержки от государства или дворца нам не оказывают. Мы тоже по возможности стараемся зарабатывать деньги на свои изобретения.

– А если после конкурса ISEF тебе предложат остаться в Америке, ты переедешь?

– Мне очень не нравится, что этот вопрос всех так интересует. Я туда еще не доехал, могут быть проблемы с документами и визой и многое другое. Да и помимо меня там найдется очень много талантливых детей. Еще один момент: я крайне патриотично настроен к родине, но я ненавижу наше государство. Я хочу остаться здесь и работать здесь, но когда государству плевать, то почему я должен ходить оплеванным и пытаться что-то сделать? Я хочу изменить ситуацию изнутри, но один я не справлюсь. Поэтому я не знаю, как пойдет дальше. Мне бы хотелось остаться здесь, но если предложат что-то слишком «сладенькое», то...