Замдиректора департамента транспорта рассказал, почему не будет бомбежки на дорогах, какие у него проблемы с выключателями и о подвигах 30-летних «Снегурочек». 

– Вадим Геннадьевич, опытные водители высказывают такое мнение, что ограничение скорости в городе на участках дорог до 40 км/ч плохо поможет в снижении аварийности, так как те, кто соблюдает правила, они так и продолжат ездить аккуратно, а те, кто превышал скорость, не изменят своей привычке. Что вы думаете?

Я, наверное, согласен с мнением этих автомобилистов. Они правы: в большинстве своем водители ездят по привычке, когда перемещаются по одному и тому же маршруту. И не всегда замечают, когда появляются какие-то новые дорожные знаки. Но! Те водители, которые нарушают ПДД осознанно, которые демонстрируют асоциальный тип поведения, они должны попадать и попадают в поле зрения сотрудников Госавтоинспекции, благодаря новым правилам. Ни администрация, ни сами водители не наделены полномочиями наказывать их. Прав у нас нет если мы что-то сделаем неправильно или за пределами законного поля, мы сами становимся объектом преследования. Но у нас есть другие инструменты для регулирования.

– В своей работе вы будете учитывать данную «силу привычки»?

Хочу сказать, что мы эту работу будем продолжать со 100%-м пониманием того, что люди не роботы. Новые правила сходу в сознание каждого «не воткнутся». У меня есть свой жизненный пример: сам делал дома у себя ремонт и опустил выключатели вниз до европейского уровня. И на протяжении недель двух или трех в темной комнате рука у меня тянулась включать свет на прежнем месте. Я сам его опускал, но сила привычки остается, пока не выработалась новая привычка.

– Вы как-то в этом помогать водителям планируете?

Пока у водителя новая привычка движения по этому участку не выработается, он будет действовать по-старому. Мы будем делать все, чтобы эти новые условия были безопасны. Знаки, разметка, состояние проезжей части, ограждения все учтем. Я подтверждаю: администрация намерена продолжать работу по созданию безопасных дорожных условий. А не делать бомбежку на дорогах, чтобы скорость снизить и таким образом бороться с аварийностью.

– Но штрафы, тем не менее, будут?

Органы контроля и надзора будут осуществлять полный список мер по отношению к тем, кто ПДД не соблюдает. Говорил и еще раз повторю, правила дорожного движения написаны кровью людей. Вот прямо кровью, в буквальном смысле слова. Это не просто книжка с листочками, это правила жизни на дороге.

– Вы готовы к тому, что из-за разницы «привычек» первое время количество ДТП может увеличиться? Кто-то притормозил, кто-то нет...

Есть такое понятие «черная зона» или «черное пятно». Расположено оно перед тем участком, где водитель либо вынужденно снижает скорость движения максимальную от исходного значения до безопасного или, если из правил исходить так: еду 60 км/ч, вижу сужение проезжей части, вижу ребенка, начинаю тормозить, сбрасывать до 30-40 км/ч, за мной автоматически образуется «черная зона», это «черное пятно» незримо появляется. Потому что кто-то успел увидеть, что я достаточно интенсивно снижаю скорость, среагировал, сделал то же самое, но за ним тоже появляется «черная зона» и длина ее каждый раз увеличивается. И автомобилисты, наверняка, все были в такой ситуации, когда «я успел затормозить, следом за мной еще один водитель успел, а третий не успел». Бог миловал первого, так скажем, но не миловал того, кто ехал за ним. Это эффект как раз той самой «черной зоны», «черного пятна», от него мы никуда не уйдем.

И, как раз, задача в том, чтобы рассмотреть эти участки с научной точки зрения. Никто не говорит о том, что департамент транспорта с низкого старта с завтрашнего дня возьмется бегать по городу и устанавливать эти знаки ограничения скорости максимальной до 40 км/ч. Должна присутствовать научная составляющая: оценка степени влияния тех или иных условий на создание вероятности возникновения аварийной ситуации.

Мы берем на разработку по итогам 2016 года порядка 65 очагов аварийности. Смотрим виды ДТП, смотрим время, когда происходили эти дорожно-транспортные происшествия. И уже по результатам оценки этих очагов объявляются конкурсы на проектирование мероприятий, направленных на снижение аварийности этих участков.

Работу департамент транспорта начал с 2013 года, а по некоторым вопросам и с 2011 года, когда мы только были наделены этими полномочиями. И на сегодняшний день естественно нарабатывается опыт, естественно нарабатывается понимание многих вопросов.

Скажу откровенно, я не буду говорить, что мы идеально работаем или безошибочно. Нет, были ошибки, но мы всегда старались их исправить и минимизировать ущерб.

– И еще вопрос. Ни для кого не секрет, что снежные кучи на дорогах тоже причина аварий. И вот, были проведены торги и 16 единиц техники планируют закупить в середине февраля. Это как-то поможет?

Я не смогу вам дать пояснение, какое количество, на какую сумму и в какие сроки планируют приобрести дорожную технику, но то, что это поможет содержать дороги города в лучшем состоянии это безусловно. Ну нельзя работать на технике, которой 30 лет. Нельзя нормально, объективно и активно выполнять с ее помощью возложенные функции. Если эта бедная «Снегурочка», слава богу, с территории предприятия выехала и по дороге проехала и то подвиг. А ведь на ней еще должна быть нагрузка по вывозу снежных масс, которые по факту имеются в придорожной части. Нужно все вывозить. Должны дороги содержаться в качественном состоянии не только зимой, но и летом.