Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии рассказал, что думает об идее ограничить скорость на городских магистралях до 40 км/ч.

– Юрий Антонович, как вы считаете, насколько актуально обсуждение данных нововведений именно сейчас?

– Я хотел бы начать с печальных цифр. За 2017 год на земном шаре автомобили убьют около миллиона человек. Это стабильная цифра последних лет, по данным Всемирной организации здравоохранения: каждый год на дорогах погибает около 1 000 000 человек. В Российской Федерации по сравнению с развитыми странами показатели дорожной смертности в 5-10 раз выше. То есть проблема безопасности в нашей стране чрезвычайно остра.

– Какие-то меры, шаги для ее решения предпринимаются?

– Вопрос связи дорожной аварийности со скоростью очень популярен сейчас: очень многие населенные пункты в РФ, крупные и мелкие, уже давно обсуждают эту тему и пытаются добиться, чтобы в действующем законодательстве появились какие-то возможности, меры, чтобы уменьшить смертность на дорогах, поэтому я думаю, что мы своевременно собрались, чтобы тоже его обсудить.

– Почему столько внимания уделяется именно скорости движения?

– Обратимся к упрощенной науке о дорожной безопасности. Ни одно ДТП не происходит умышленно, ну если каких-то преступников не рассматривать. Для каждого человека это большое несчастье, и оно неожиданно. Почему ДТП вообще происходит, если оно не умышленно? Потому что каждый человек – и водитель, и пешеход – внезапно попадает в опасную ситуацию. «Фактор опасности» проявляется потому, что человеку не хватило времени среагировать на внезапно появившийся автомобиль или пешехода. Так вот скорость в данном случае – это то, что мы можем регулировать, и то, что снижает возможность внезапного возникновения опасности.

– Есть ли какие то факторы, кроме внезапности, которые зависят от скорости?

– Теперь к вопросу тяжести этих происшествий. Тяжесть ДТП зависит от двух факторов. Первый и главный – это уязвимость объекта, на который воздействует железная масса, именуемая «автомобилем». Есть такое в физике понятие в физике – «кинетическая энергия», которое подразумевает, что если скорость объекта в два раза увеличивается, то его энергия увеличивается в квадрате. Проще говоря, если бы мы могли в ДТП уменьшить скорость автомобиля, естественно, последствия были бы гораздо меньше.

– Почему данное обсуждение касается именно скорости в городе?

– В крупных населенных пунктах концентрируется большинство ДТП, т.к. в них интенсивность движения высокая, плотность транспортных средств несоизмеримо выше, чем за городом, как и плотность пешеходов, поэтому всегда статистика по авариям высокая. В большинстве развитых государств уже скорость законодательно ограничена до 40 или 50 км/ч. В российских городах сейчас фактически скорость разрешена до 80 км/ч.

– Как, по-вашему, правильнее решить эту проблему в Омске?

– Никто не говорит, что мы должны сегодня ограничить скорость во всем городе и решить, что нужно ездить 40 км/ч и так далее. Такое решение принять непросто, это прерогатива нашего Правительства. Тем не менее если оно с подачи большинства российских городов примет такое решение для всех – это будет правильно, мы поддержим двумя руками. А что мы можем сегодня сделать? Надо отметить, что в Омске примерно на 101-102 магистралях совершается 40-45% всех ДТП каждый год. Список этих магистралей у нас есть. На этих улицах есть участки, где каждый год происходит 10-20-100-200-250 ДТП...

– Приведите примеры этих улиц, пожалуйста.

– Есть такие участки на пр. Маркса, на ул. Герцена, на ул. 10 лет Октября, на которых обязательно произойдут аварии через год и через два и не меньше 20. Потому что там либо пешеходный переход скрыт, и водители его не видят своевременно, а скорость достаточно высокая и к тому же магистраль широкая.

– Итак, что же все-таки в Омске стоит делать с ограничением скорости?

– Нужно определить в Омске опасные участки дорог, на которых правильно было бы ограничить скорость при помощи дорожных знаков. Запретить остановки перед этими местами. То есть сделать так, чтобы водители и пешеходы на этих участках друг друга видели вовремя. Тем самым мы спасем немало жизней и немало людей избежит уголовных наказаний за ДТП.