Именно такую жизнь «успешно» обеспечили омскому бизнесу в сфере наружной рекламы чиновники мэрии, прокуроры и местные олигархи.

В последнем номере «Коммерческих вестей» опубликован странный материал по рынку наружной рекламы. На мой взгляд, он не отражает общей картины, более того, вводит читателя в заблуждение! Поясню свою позицию.

1. Про аукционы. Автор предполагает, что у части предпринимателей  просто не хватило денег на торги. Вот они и «пошли» в суды. С этим трудно поспорить, поскольку именно в этом, в «деньгах» и заключалась идея проведения «честного аукциона». Чтобы ни одна мелкая компания не смогла принять участие в нем ни по финансовым, ни по организационным соображениям (ведь надо же не только выиграть места, но и изготовить конструкции, затем их установить, обслуживать их дальше, получать доход). А когда твоя инфраструктура рассчитана на 20-50 мест? Купить сразу 200, да еще и на пике жесточайшего экономического кризиса, очень рискованно. Более крупные компании по схожим причинам тоже не смогли заявиться более чем на 2 лота. Результат: из 44 лотов 20 не представили интереса (так как заведомо были выставлены некачественные места), остальные 19 ушли по начальной стоимости и торги были только по 5. Для примера, торги 2014–2015 гг. (формула проведения 1 лот — 1 место) дали в казну прирост — 60%, тогда как новые торги только 15,9%. Если применить такие мерки к последним торгам, то бюджет не досчитается порядка 80-90  млн. рублей.

Было ли это в интересах бюджета? Нет. Тогда может, это было в интересах профессиональных операторов? Тоже нет, победу одержали  непрофильные холдинги! Или, как у нас говорят, олигархи, еще недавно не имевшие понятия о том, что такое наружная реклама. Спрашивается: зачем вообще нужно было менять успешную формулу проведения торгов? Те, кто говорил, мол, бюджету нужны деньги — лукавили. Истинная цель, это видно невооруженным взглядом, заключалась в банальном переделе рынка! А ведь предприниматели предлагали равными частями провести 3-5 аукционов и до конца года разыграть все места. В этом случае департаменту имущественных отношений необходимо было предварительно изготовить проекты разрешений, как он делал это последние 8 лет. Вот тогда бы бюджет на самом деле получил рыночную стоимость права.

2. Про суды. Автор статьи в «Коммерческих вестях» почему-то увидел негативный подтекст в том, что предприниматели защищают свои законные интересы через суд! Странно все это. А между тем судебных разборок могло и не быть, прими власть схему размещения рекламных конструкций (далее схема) 1 января 2014 г. (!) Вот тогда-то, в уже далеком 2014-м, и должны были проводиться первые торги! Если бы омские власти, в том числе и правоохранительные органы, действительно заботились о бизнесе, то рекламные места по новой схеме разыгрывались бы без потрясений, небольшими лотами и с максимальным экономическим эффектом для бюджетов всех уровней, а не только муниципального.

Но беда-то в том, что схема размещения наружной рекламы в соответствии с ГОСТами была принята только к марту 2016 г. Хоть один чиновник ответил за это? Нет! И как же эти 2 года должен был жить бизнес? В судах, бесконечных проверках, демонтажах, штрафах?!

Президент неоднократно призывал «не кошмарить» ЗАКОННЫЙ бизнес! Для наших чиновников это давно уже не проблема, они научились виртуозно сначала вполне легальный бизнес выводить из правового поля, а потом уже «кошмарить» его за незаконность! Так случилось и с омской «наружкой». Чиновники при попустительстве, если даже не скрытой поддержке правоохранительных органов, годами торпедировали прежде всего экономические реформы на рынке наружной рекламы. А потом в одночасье, наплевав на все предварительные договоренности с бизнесом, одномоментно выставили на торги и разыграли почти тысячу мест.

Вот тогда-то и возникла ситуация, которая напоминает скорее стихийное бедствие…  Крушение легального рынка наружной рекламы. Тем, кто только что выиграл свои лоты, понадобятся месяцы, если не годы, чтобы выставить рекламные конструкции  на омских магистралях и только тогда начинать зарабатывать деньги. А тем, кто проиграл, тоже нужны месяцы и многие миллионы, чтобы за свой счет убрать сотни, так называемых, незаконных конструкций, в одночасье превратившихся в металлолом. Но власти требуют от вчерашних инвесторов убираться с рынка немедленно!

Так о какой же выгоде для бюджета мы можем говорить? О налоге на прибыль надо забыть. Об инвестиционном климате и здоровой конкурентной среде тоже надо забыть, поскольку бал будут править теперь олигархи! Новые рабочие места не только не будут создаваться, но они уже сокращаются. А самое страшное заключается в том, что в результате таких нерыночных, сугубо бюрократических методов работы обязательно возникнет, как это уже произошло в сфере пассажироперевозок, огромный нелегальный рынок наружной рекламы. Вот где раздолье для коррупционеров всех мастей!

3. Про часы.  Парадокс, но знаменитые часы 300-летия Омска, под которыми  проводились праздничные мероприятия при участии губернатора, мэра и федеральных министров, действительно были установлены на незаконном билборде! Кто виноват? Департамент культуры, проявлявший постоянную обеспокоенность тем, что оформление места под «часы» идет очень медленно? Или предприниматель, который по сути за собственные деньги изготовил эти часы и разместил их по просьбе той же мэрии в преддверии праздника? Увы, настоящий виновник, все тот же департамент имущества Омска и его многочисленные чиновники, для которых целого года не хватило, чтобы подготовить разрешительную документацию всего-то для одной конструкции с часами 300-летия Омска.

Хотелось бы напомнить автору статьи в «Коммерческих вестях», что изначально эти самые часы мэрия планировала установить вообще на противоположном берегу Омки. Вот и помогай после этого администрации города Омска!
     
О чем мы говорили до судов, а теперь в судах:
1. Нарушена процедура извещения торгов. Это свидетельствует об ограничении доступа заинтересованных лиц к торгам. Результат очевиден. Количество участников и суммы за одно место по торгам меньше, чем были до этого.

2. Невозможность определить точное место установки. Соответственно, нет возможности полноценно оценить все риски.

3. Конструкции, которые ты выиграл на торгах при подаче заявления на выдачу разрешений, могут не соответствовать ГОСТу Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

4. Невозможно на часть мест получить ордер на производство работ, так как отсутствует топосъемка!

5. ДИО г. Омска незаконно продал право на установку рекламных конструкций, где есть обременение 3-х лиц, т. е. конструкции находятся на частных территориях.

6. На части конструкций существует обременение суда.

ЧТО происходит сейчас:
Практически все до одного довода сегодня подтверждаются. Насколько нам известно, есть места, которые не согласовало ГИБДД, есть места, по которым нет возможности установить конструкцию, есть споры, когда лица, выигравшие торги, предъявляют права на те места, которые стоят либо на частных территориях, либо на местах по которым действуют договора.
        
ЧТО будет в ближайшем будущем:
Очередной раз сменится власть, придут новые люди и поднимут очередной вопрос о порядке на рынке наружной рекламы. И те предприниматели, которые честно выиграли, платили в бюджет, окажутся опять под ударом. Потому что при такой «схеме» всегда найдется чиновник, который скажет: «Ты стоишь незаконно! Ведь правильное расположение — находиться в метрах 5-6 от существующего».

Директор ООО «Компаньон-РА»
Сусликов Е.С.