Градоначальник просит депутатов не вдаваться в частности на пути "к великой цели - созданию эффективного муниципального транспорта".

В Омском горсовете вчера, 21 декабря, прошло внеочередное пленарное заседание. По словам мэра Вячеслава Двораковского, это первый случай в истории нашего городского парламента, когда в повестке дня был ровно один вопрос. Он того заслуживал: речь шла о давно назревшей проблеме муниципального транспорта.

Начали с доклада главы профильного департамента Алексея Мартыненко, недавно назначенного на этот пост. Начал он издалека – с 2005 года, когда семимильными шагами начал формироваться долг ПАТП. Потом банкротство, теперь – новые проблемы. Впрочем, Мартыненко старался казаться оптимистом:

– Транспорт продолжает работать, хотя шумный хор экспертов предрекает транспортный коллапс, – заявил он. – Предлагаю сменить риторику: пожар нельзя тушить керосином.

Далее глава департамента перечислил основные проблемы: задолженность (но 200 миллионов уже удалось сэкономить), неэффективность маршрутной сети, переизбыток транспорта «малого класса» и засилье перевозчиков-нелегалов. Но даже легальные участники рынка не слишком полезны для города: конкурируя с муниципалами, они платят в десятки раз меньше налогов. По словам Мартыненко, налог исчисляется сейчас, исходя из средней зарплаты для водителей маршруток в 7 тысяч рублей, а это цифры явно неправдоподобные.

В докладе упоминались 28 маршрутов, которые будут отменены в начале года, необходимость менять всю маршрутную сеть, планы приватизации кое-какого городского имущества. В общем, это было всё то же, что повторял в своих выступлениях предшественник Мартыненко – Виталий Маслик. И депутаты это, конечно, заметили.

– Мы не услышали сегодня ничего нового, – заявил депутат Евгений Сметанин.

Его коллеги начали уточнять детали, оставшиеся непрояснёнными и после доклада. Например, куда делись за последние годы 300 единиц списочного состава (оказалось, что списали как явно неработосопособные); будут ли сокращать электротранспорт (нет, не будут). На следующий уровень дискуссия вышла, когда микрофон включил Юрий Федотов:

– Глава департамента не сказал самого главного. У нас в следующем году тариф выше, чем цена на билеты, почти на 8 рублей. По моему мнению, это означает банкротство муниципальных предприятий. Сейчас не хватает «всего-навсего» 560 миллионов на покрытие разницы. Где 500 миллионов?

– 516, – парировал Мартыненко. – 250 уже предусмотрены.

За этим последовало перебрасывание реплик между тремя участниками: Мартыненко, Федотовым и Галиной Горст: 300 миллионов туда, 250 сюда, 150 куда-то ещё. Людям непосвящённым было сложно уследить за всем этим и понять, на какой сумме все сошлись (если сошлись вообще). Ясно только, что на покрытие разницы нужно 516 миллионов, город даст 251 миллион, но ещё есть долги, которые к концу декабря составят 350 миллионов.

Глава департамента взялся, наконец, объяснить, где будут взяты деньги (обнародование такого плана он финансировал ещё в РЭК, сразу после принятия решения о тарифе): мэрия планирует приватизировать ряд объектов недвижимости на 150 миллионов и заработать ещё столько же благодаря отмене 28 маршрутов.

– Кроме того, – обтекаемо сформулировал Мартыненко, – скрытый резерв заложен в изменении маршрутной сети.

Услышанное явно никого не удовлетворило. Слово перешло к Александру Иванову, известному своими радикальными формулировками. С точки зрения этого депутата, вся работа мэрии в транспортной сфере построена неправильно:

– За последние годы город потратил на дотации ПАТП 3 миллиарда рублей! Между тем проблема не решается: администрация вообще не хочет её решать! Глава департамента говорит нам о защите свободной конкуренции – что он собрался защищать? Частники вьюном будут виться, чтобы заработать деньги, а муниципальные предприятия получают деньги города. Зачем им работать? Они не будут работать!

Особого внимания удостоилась тема массовой выдачи частникам маршрутных карт по нерегулируемому тарифу весной этого года: ведь благодаря именно этому обстоятельству омичи сейчас платят за проезд 25 рублей, хотя, по данным РЭК, перевозчики могут показать себестоимость всего лишь в 15 рублей. Депутаты уверены: необходимо выяснить, кто в этом виноват.

– Если это сделал Кожухов, пусть он и отвечает, – заявил Федотов. – Если это сделали Маслик или Фролов, пусть отвечают они.

Федотов высказался крайне резко:

– Почему у нас сейчас проезд 25 рублей? Пусть частные перевозчики придут в РЭК и докажут тариф хотя бы 15-18 рублей. Кто дает им эту сверхприбыль? Мы должны понимать, что у нас 3-4 миллиарда рублей сейчас находятся «в тени», недоплачивается 300-500 миллионов налогов. Эти деньги где-то есть! Они лежат в чьих-то тумбочках и ими могут оплачиваться коррупционные схемы: кому-то выгодно получить и наследующий год маршруты на тех же условиях, и он готов заплатить за это!

Прямой вопрос о том, кто же одобрил выдачу маршрутных карт, был задан Двораковскому. Тот от ответа уклонился:

– Я думаю, уважаемые депутаты, что вдавание в эти частности помешает нашему движению к осуществлению нашей великой цели – созданию эффективного городского транспорта! – объявил мэр.

С определённого момента регламент заседания оказался в полном забвении: в зале стоял шум, депутаты, потерявшие последнюю надежду услышать что-то по существу, кричали с мест; спикеру приходилось периодически звонить в колокольчик и уговаривать собравшихся успокоиться. Наконец, Двораковский выступил с завершающим словом. Он постарался изобразить ситуацию в стандартно позитивном ключе: поскольку все собрались, чтобы обсудить проблему, значит, все готовы «консолидироваться» и принять эффективное решение; трудности существуют, мэрия о них знает и проблема ведётся; всё будет решено на благо омичей.

БК55 не берётся предположить, поверил ли мэру хоть кто-нибудь из депутатов.